|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (АВТОРСКАЯ) ЗАНЯТИЙ КРУЖКА "ШКОЛА МУДРОСТИ".
(накоплен опыт занятий со школьниками, студентами и выпускниками вузов с 1983 года)
Автор. Юрий Леонидович Дюбенок, председатель Иркутского отделения Российского философского общества
и Иркутского отделения Российского гуманистического общества
На вопрос: что
делает философия? – мы имеем право ответить: она делает человека вполне
человеком. В.С.Соловьев, русский философ
1. Пояснительная записка.
ШМ для тех, кто ищет смысл жизни, чья душа стремится к истине, красоте и добру, кто хочет иметь тело здоровым и красивым. ШМ дает возможность удовлетворять и реализовывать духовные потребности человека. Подход к формированию человека опирается на греческую традицию и традицию Возрождения, которые предполагают гармоничное, всестороннее развитие человека: хорошее мышление, красоту души и тела, и поступков.
Философия не изучается. Мы не изучаем тексты. Изучается реальность: мир, жизнь, общество, человек. При изучении используются и тексты. Тексты проверяются собственным умом. Насколько они соответствуют реальности.
Философа не интересует ничья точка зрения, включая и его собственную. Философа интересует истина. Способность своя и других находить, выводить и доказывать истину бесспорно для всех.
Занятия предполагаются два раза в неделю по три часа.
Физические упражнения 1,5 часа. Мыслительный диалог 1,5 часа.
Цели.
Развитие самостоятельного, логического мышления.
Развитие волевых, добрых качеств при отсутствии агрессивности, нетерпимости, вражды, в том числе по национальным, религиозным отличиям. Становление устойчивого светлого характера, способного не поддаваться воздействию аморального в любой форме.
При акценте на развитие научного мировоззрения и нерелигиозной морали вырабатывается понимание доброго начала во всех религиях, уважение всех верующих, стремление к мирному сотрудничеству.
Понимание, любовь и искреннее влечение к классической литературе, музыке, живописи.
Укрепление здоровья тела.
Здоровый образ жизни без табака, алкоголя, наркотиков.
Патриотическое и гражданское воспитание. Любовь к Родине, желание защищать, уважение законов, дружелюбное отношение ко всем другим странам.
Являясь председателем Иркутского отделения, предлагаю знакомство с деятельностью Российского философского о-ва, с проблемами, которыми занимается современная российская и мировая философия. Помощь для выявления способных для поступления на философские, психологические, гуманитарные ф-ты вузов. Российское гуманистическое общество. Утверждение научного мировоззрения и ценностей гуманизма.
Занятия состоят из двух блоков.
1. а) Занятия философские по методу Сократа. Проходят в виде бесед, в которых учителем предлагаются вопросы, подводящие в результате собственных усилий учеников к самостоятельному поиску ответов на вопросы. Таким образом развивается самостоятельное мышление и способность отличать истинное рассуждение от ложного, ошибочного.
б) Для развития мышления также предлагаются различные логические, математические и др. задачи.
в) Понимание и любовь к классическому искусству.
2. Выполнение разнообразных физических упражнений, которые нацелены как на физическое развитие, так и на гармонизацию психики человека.
2. Тематический план.
Что такое философия (общедоступное представление).
Что говорили о философии ее создатели. Гераклит, Пифагор, Сократ, Платон, Аристотель, Бекон, Декарт, Спиноза, Кант, Гегель, Фейербах, Маркс и др.
В каких формах развивалась философия в России усилиями Толстого, Достоевского, Герцена, Белинского, В. Соловьева, И. Ильина, Н. Лосского, Н. Бердяева и др.
Восточная мудрость. Будда. Лао-Цзы. Конфуций. Йога.
20 век. А. Эйнштейн. А. Швейцер. Э. Фромм. М. Ганди. В. Высоцкий.
Когда начинается философия.
Миф. Религия. Философия. Образы и абстракции.
Философия (мудрость) как способ создания цельного человека.
Основы логики.
Истина. Установление и формулирование мыслящим субъектом (человеком) при помощи мышления определенных соответствующих исследуемому предмету, присущих ему свойств, качеств, отношений при посредстве системы восприятия и языка.
Суждение.
Логический вывод из известных посылок новых истин о предмете.
Софизм. Софистика. Исходит из «необоснованного предположения, истинность которого признается без критики и необдуманно».
Знаменитые софизмы. Накрытый покрывалом.
Необходимое и достаточное условие.
Метод доказательства от противного.
Логический круг.
Логические парадоксы. Лжеца. Рассела.
Апории Зенона.
Общее представление о психоанализе.
Психоанализ как
А) один из методов выявления причин и преодоления отрицательных комплексов таких как агрессивность, раздражительность, капризность, застенчивость, зависть, слабоволие, высокомерие, неверие в свои силы, хвастовство, изворотливость, лживость, уход от решения насущных проблем.
Б) один из методов выявления истинного призвания человека, его врожденных склонностей и помощи в избрании соответствующего образа деятельности.
В) один из методов преодоления внутреннего конфликта.
Сознательное и бессознательное.
Процесс вытеснения.
Вытесненное бессознательное.
Неразрешимый внутренний конфликт, как причина вытеснения.
Причины необоснованных неадекватных действий человека.
Методы определения вытесненного.
А) Сновидения. Необходимость расшифровки сновидений.
Б) Случайные действия.
В) Метод ассоциаций.
Внутренний и внешний конфликт.
Приход к самому себе. Как стать самим собой.
СОКРАТ.
Какими качествами, действиями Сократ вошел в историю как идеал мудреца.
Жизнь Сократа. Учил истине и добродетели. Был силен. Здоров, непритязателен. Проверял всех на мудрость.
Метод Сократа. Метод «повивальной бабки». Смирение гордыни. Поиск истины в противовес софистам, чья цель выдать за истину то, что им выгодно.
Суд над Сократом. Обвинение его в развращении молодежи и неуважении к богам.
Смерть Сократа. Нежелание и невозможность компромисса, отступления от истины.
Уроки, плоды поисков, мыслей, действий Сократа.
Литература.
Кант. Логика. (Пособие для студентов). Критика чистого разума.
Платон. Апология Сократа. Критон. Государство.
Гегель. Лекции по истории философии. Наука логики.
Декарт. Правила для руководства ума
Маркс. Капитал. Размышление юноши при выборе профессии.
Герцен. Письма об изучении природы. Дилетантизм в науке.
Писарев. Наша университетская наука.
Фрейд. Пять лекций о психоанализе. Я и Оно.
Фромм. Бегство от свободы. Душа человека. Искусство любить.
Достоевский. Преступление и наказание.
Толстой. Исповедь.
Пушкин. Лермонтов. Некрасов. Маяковский. Высоцкий.
|