Свободный Философ

Вернуться к общему списку статей / Общественная Организация «Нравственное Духовное Объединение „Созидание“»

 

Построение человечного (нравственного) общества

Материалы ІV научно-практической конференции (16 - 17 апреля 2004 года, г. Иркутск, 1-2 июня, Москва, МГУ)







 

Увеличить

Увеличить

Увеличить

 

<< Предыдущая статья

 

Следующая статья>>




ОСНОВАНИЯ ЗЕЛЕНОЙ ИДЕОЛОГИИ
Д. Георгис

Три столетия назад, великий физик, основатель классической и небесной механики, Исаак Ньютон, возглавил Монетный двор Англии, наладил на основе новых технологий выпуск стандартизированных монет высочайшего качества, провел обмен старых денег на новые, добившись того, чтобы затраты по обмену взяло на себя государство, и вывел Англию из тяжелейшего экономического кризиса. Одной из существенных причин этого кризиса было то, что до Ньютона почти каждый владелец серебряных монет ухитрялся маленький кусочек монеты оставить себе, а монетный двор не обладал технологией изготовления монет, которая бы позволила бы любому человеку опознать факт уменьшения достоинства монета. После Ньютона монета стала идеально круглой и получила насечки на ободе, так что взять от нее незаметно кусочек стало невозможным. Поскольку деньги имеют в мировой истории репутацию мирового зла, эту малоизвестную историю я рассказываю, чтобы обосновать народную мудрость: в любви клин клином вышибают, а в экономике деньги — деньгами. Есть еще более глубокий смысл в этом рассказе. Каждый из нас пользуется благами Земли-Матери, постепенно лишая ее способности воспроизводить блага Жизни, но нет в мире инструмента такой точности, который бы позволил на каждого человека в каждом акте хозяйственного производства-потребления возложить ответственность за это, сообразно его вкладу в уменьшение жизнеспособности Земли-Матери, не говоря уже о его вознаграждении за вклад в увеличение этой жизнеспособности. Если лицо XIX-XX веков в значительной степени определялось межклассовыми и межгосударственными конфликтами, разгоравшимися вокруг вопросов социальной справедливости в распределении материальных благ и в разделе сфер влияния на мировых рынках, то лицо XXI века будет определяться борьбой за истощающиеся природные блага и справедливое распределение ответственности между различными социальными группами и государствами за их многовековое грабительское использование, но более всего это будет эпоха борьбы за право человека оставаться биологическим человеком, сохранить человечность и свободу воли. Современная экономика (и в рыночном варианте, и в планово-государственном), как и экономическая наука, не может найти удовлетворительного пути решения глобальных политико-экономических, экологических и социальных проблем современного мира. Мир находится на грани катастрофических изменений в связи с истощением минеральных запасов Земли и глобальными экологическими проблемами. Экономические рынки все и давно поделены по результатам мировых войн и распада соцлагеря, но сейчас идет новый интенсивный мировой передел источников экологических благ, производящих чистый воздух, чистую воду, чистую почву, чистый геном, чистое сознание, чистый космос. Кто захватит ключевые позиции в этих областях, пользуясь правом пионера, тому легче будет удержаться у власти или захватить ее.  Основное противоречие эпохи, в которой мы живем: человек, который осознанно сокращает потребление благ Земли-Матери, чтобы сохранить ее жизнеспособность, понижает свою конкурентоспособность, ставит под вопрос благополучие своей семьи и продолжение своего рода, к тому же его отказ от использования части благ Земли-Матери ведет к снижению рыночных цен на них и создает большие возможности для наживы со стороны тех людей, которые беззастенчиво грабят Землю и наших потомков. Эти грабители цинично придерживаются такого взгляда: «Сохранять природу поздно. Пока она еще дышит, лучше ее использовать „на всю катушку“ для укрепления своих позиций перед неизвестностью. Если же ученые ошибаются в своих пессимистических прогнозах, то при этой стратегии ты тем более останешься в выигрыше.» И в случае реальной экокатастрофы эти грабители будут иметь наибольшие шансы на спасение. Это противоречие, на мой взгляд, будет доминировать то тех пор, пока экологическая проблема не будет снята: либо путем гармонизации отношений Человека и Природы, либо путем глобальной экологической катастрофы. Оно имеет более важное значение для человечества, чем решение иных социальных проблем, потому что является первоочередной социальной проблемой. Действительно, за этой проблемой стоит проблема признания права каждого человека на жизнь, на продолжение рода и здоровье, права на доступ к чистым воздуху, почве, воде, пище, что составляет первоосновы жизнеобеспечения любого социума. Потому любая идеология, претендующая быть научно обоснованной, должна в первую очередь раскрывать механизм решения этой центральной проблемы человечества. Когда мы говорим об ответственности государства и корпораций за экологическое благополучие Земли, они кивают головой на нас, потребителей-граждан, на тот спрос, который мы создаем на все больший рост производства и потребления. Штрафы, налагаемые на производителей за истощение природы, так или иначе перекладываются последними на конечных потребителей-граждан. Мы имеем дело с новым видом несправедливости, с экологической несправедливостью. Оплачивая цену гонки производства-потребления, потребитель, — он же и просто рабочий-служащий, — не замечает, как утрачивается его здоровье, как его лишают возможности родить здоровых детей. В погоне за надежной и высокой зарплатой, комфортной жизнью и новыми привлекательными товарами он не заметит и того, как в его тело подмешают новые гены или микрочипы, позволяющие управлять его поведением, изменить биологическое качество его детей. И нам скажут, но вы ведь сами этого хотели, это плата за риск и ваши желания потреблять больше и жить лучше! Однако мало кто задается вопросом, что мы платим совершенно по-разному за этот экотехнологический риск. Кто получает наибольшую выгоду от этого риска, тот платит меньше всех, а кто получает наименьшую выгоду, платит более всего. Но чтобы определить справедливую плату за этот риск нужен точный измерительный инструмент, который позволяет соразмерить долю ответственности каждого человека в хозяйственной деятельности, связанной с нанесением ущерба здоровью Земли и Человека. Ибо человек может нести за что-либо ответственность и изменять свое поведение к лучшему, если он достоверно сознает последствия своих действий и может прогнозировать эти последствия. Один из ключевых вопросов зеленой идеологии, разработкой и продвижением которой я занимаюсь, является вопрос о возможности в рамках рыночной экономики создать измерительный инструмент такой точности. Следуя примеру моего коллеги, Исаака Ньютона, я изобрел такой инструментарий. Он может быть применим равным образом как в рыночной экономике, так и в планово-государственной экономике, если в ней продолжают использоваться деньги. Более того, мои исследования показывают, что этот инструментарий позволяет в рамках рыночной экономики решить и проблему социальной справедливости за счет уравновешивания пирамиды власти экономического богатства пирамидой власти экологического богатства. То есть в буквальном смысле предлагается «деньги деньгами вышибать». Суть этого изобретения — введение в экономику специального инструментария, который оценивает не экономический товарообмен между людьми, а обмен благами жизни между Человеком и Землей-Матерью, а также отношения по поводу прямого и отложенного ущерба здоровью и ущерба имуществу людей в связи с непредвиденными экологическими последствиями экономической деятельности. Специальный инструментарий — это экологические стоимость, деньги и цены, которые образуют вторую, независимую от экономической, размерность привычных нам стоимости, денег и цен. Их основное назначение — создать такого рода положительные и отрицательные обратные связи в отношениях между Человеком и Землей-Матерью, при которых естественный биосферный круговорот вещества-энергии-информации объединяется в одно органическое целое с хозяйственным круговоротом на основе общего механизма биотико-экономической саморегуляции. Если сейчас эти два кругооборота очевидным образом работают на разрушение друг друга, то в результате отладки прямых и обратных связей между ними с помощью нового инструментария они должны быть гармонизированы как одна целость — органическая экономика. В результате этих революционных изменений в хозяйственной жизни и экономической науке ответственность за экологическое благополучие Земли должна быть передана с уровня государства и корпораций (которые не способны решить эту проблему, их интерес заключен в другом) на уровень частных лиц, семей, родовых и местных сообществ, и приобретет именной характер, в отличие от обезличенного характера этой ответственности сегодня. При этом у каждого человека появится возможность соразмерять свое потребление-производство с долей экологической ответственности, выстраивать исходя из этого свое экологическую и экономическую стратегию поведения, оказывать влияние на фирмы и государственную политику на этом основании. Изложенное выше изобретение является фундаментальным научным достижением, которое изменяет характер всей экономической науки на основе экологического мировоззрения! Приступая к работе по созданию образа желанной для всех нас России и согласованию путей осуществления этого образа в первую очередь надо освободить себя из сетей лжи и самообмана, освободиться от того навязчивого образа, того идеологического старья и от механически-рационального способа мышления, которыми окутаны наше сознание и органы чувств. Освободившись от этой тяжелой обузы, с которой мы только бултыхаемся на одном месте, можно увидеть иное будущее нашей страны, которое еще не успели запрограммировать западные аналитики. Что же это за обуза такая на наших мозгах? Утверждают, что мы живем в обществе, где отсутствует государственная идеология. И многие пытаются создать эту идеологию, восполнить этот вакуум, полагая, что их работа когда-нибудь будет востребована властью. Между тем, это утверждение, внедренное в массовое сознание, составляет первое из важнейших идеологических оснований современной государственной политики России. Потому что позволяет сохранять в секрете от народа второе основание этой государственной идеологии: нет таких принципов, от которых невозможно отказаться, и нет такой цены, которую нельзя было бы заплатить, если требуется удержать власть в своих руках. Таким образом, политическая методология «разделяй и властвуй» действует не только на уровне социального разделения и политического ценза, но уже на уровне самой идеологии. Власть работает с населением как фокусник: чтобы добиться своего, надо создать иллюзию, а пока на ней будет сосредоточено внимание, можно решать свои частные задачи. Потому столь сильна роль СМИ, особенно ТВ, в этом иллюзионе. Это третье основание государственной идеологии российской власти. Утверждение об отсутствии государственной идеологии в России — это такая иллюзия, которая иногда и самого «фокусника» зачаровывает иллюзорностью. Только иностранные помощники этого «фокусника» не дают ему поддаться на собственное искусство. Собственно, «фокусник-то» и работает на этих помощников. Работает, потому что согласился с поражением России в «холодной войне» и нашел выгодным для себя подчиниться победителю. Таково четвертое основание рассматриваемой идеологии. Пятое основание — кто силен, у того и права, — известно всем животным. Следовательно, свобода и достоинство человека в этой идеологии есть проявление силы, а частная собственность на средства производства есть гарант сохранения и умножения этой силы. Шестое основание касается понимания нашими «фокусниками» характера русского народа, его ценностных архетипических устремлений и экономической стратегии, вытекающей из этого. а) Русский народ — народ мастеров, народ, который не любит работать на чужака и принципиально не может работать в большинстве своем на массовое качественное производство потребительских товаров, он не будет перенапрягаться за повышение зарплаты, как японец, китаец, американец или иной народ, если его только не принудить «кнутом» к этому, заставить его зарабатывать на минимум жизнеобеспечения. С русскими бесполезно создавать массовое производство качественных потребительских товаров, это не автоматы Калашникова. На их место надо ставить тех, кто может этим заниматься более качественно: японцев, китайцев, корейцев и пр. — и согласен это делать за меньшую цену. б) Для того чтобы привлечь необходимую рабочую силу вместо русских, надо освободить от их присутствия фабрики и заводы, чтобы попусту ресурсы не тратили, и выплачивать социальные пособия тем, кто не способен более ни на что толковое: водка, ТВ зрелища и халявное пособие удовлетворит этот народ. Либо научатся работать на конкурентноспособном уровне и дешево, как китацы и японцы, либо вымрут и освободят место для более сильных. Вот сырье умеют добывать, уникальные вещи могут делать, пусть этим и занимаются, а товары качественные производить для массового спроса — это не для них. Это касается рабочих. в) Продукты производить в России, когда более дешево покупать их на доходы от продажи российского сырья в других местах, — разорительно. Крестьянство скоро совсем перемрет, просто надо дать ему это сделать, а уж освободившейся земле применение найдется. г) Русские — талантливый народ, да применение своему таланту не знает. Но ученых, инженеров, служащих с высшим образованием у нас перепроизводство. Вот кто найдет себя в работе на сильных мира сего, тот пусть занимается своими учеными делами или изобретениями. А кто-то найдет себе место за бугром, туда им и дорога. Только платить надо им хорошо, чтобы революций не устраивали, да помалкивали. д) Отсюда понятно, что единственный ресурс России, на котором можно сделать большие деньги и присоединиться к мировой элите, это не люди, не таланты, а минерально-сырьевые ресурсы. Именно в их добычу надо вкладываться всеми силами. На эти деньги от продажи сырья можно и быстро разбогатеть, начать цивилизованный образ жизни, и можно решить проблему с изменением качества рабочей силы и ее прокормом, как описано выше. Вот тогда к нам пойдут настоящие инвестиции и можно будет заняться собственным производством товаров, сохранением природы и пр. благотворительностью. Седьмое основание идеологии. «Лохи» заслуживают того, чтобы их «оставили с носом». Мир находится на грани катастрофических изменений в связи с истощением невоспроизводимых минеральных ресурсов и глобальными экологическими проблемами. Экономические рынки все и давно поделены по результатам мировых войн, но сейчас идет новый интенсивный мировой передел экологических ресурсов, производящих: чистый воздух, чистую воду, чистую почву, чистый геном, чистое сознание, чистый космос. Пользуйся исключительным моментом! Кто захватит ключевые позиции в этих областях, тому легче будет удержаться у власти. Сохранять природу поздно, поэтому, пока она еще дышит, лучше ее использовать «на всю катушку» для укрепления своих позиций перед неизвестностью. Если же ученые ошибаются в своих пессимистических прогнозах, то при этой стратегии ты тем более останешься в выигрыше. Я изложил здесь идеологию и вытекающую из нее экономическую и экологическую стратегию, которые молчаливо осуществляются сейчас под крышей государственной власти в России. Последняя часть того, что я изложил, — результат откровений одного из заместителей директора крупного частного банка, с которым мне довелось беседовать сразу после выборов Ельцина в 1996г.. Выводы: а) правящий слой в России вполне сознательно ведет геноцид против народов России, успешно создавая иллюзию отсутствия идеологии и борьбы с экономическими, демографическими и другими проблемами России; б) разоблачение этого «фокуса» является необходимым условием изменения существующего политического режима; в) эта идеология будет всегда мимикрировать в своей видимой части под конъюнктурные запросы электората, создавая иллюзию сотрудничества с «гражданским обществом», оставаясь в невидимой части той же по существу; г) соглашательство с этим политическим режимом и действие по правилам его политической игры является потворством во лжи и самообманом; д) разрабатываемая нами идеология может распространяться и воплощаться только на основе волевых усилий ее авторов Общие идейные установки и ограничения, которые были выработаны рабочей группой по зеленой идеологии: 1. Мы ставим перед собой целью разработку идеологии и принципов организации зеленого общественно-политического движения, основываясь на мировоззрении, сочетающем принципы соприродности человека и человечности природы. Зеленое политическое движение должно стать самостоятельной политической силой, без вассальной зависимости от идеологии и финансов существующих политических партий (и церквей). 2. Мы не впадаем в крайность биоцентризма, который, подобно антропоцентризму, отчуждает человека от природы, но рассматривает человека не как господина над природой, а наоборот, как ее непримиримого врага, как паразита биосферы, достойного уничтожения со стороны природы. 3. Мы не считаем заранее, что глобальная экологическая катастрофа неизбежна, что ее уже не предотвратишь. Однако мы понимаем, что для избежания худшего иногда необходимо действовать таким образом, как если бы эта катастрофа была неотвратима. 4. Мы стремимся к тому, чтобы наука, техника, экономическое развитие и всякая иная человеческая деятельность, способности разума были направлены на создание гармоничных отношений между человеком и природой, между отдельными людьми и народами. Мы понимаем, что изменение ценностных ориентаций является главной предпосылкой этого, но само изменение ценностных ориентаций нуждается для своего прорастания и распространения в иной экономической почве, в экономических отношениях другой природы, чем нынешние. 5. Мы не стремимся создать политическое движение по образцу существующих «машин для голосования» или для лоббирования частных интересов. Нам нужно движение, реально сориентированное на заявленные цели, с не декларативными программами, но с реальными планами их исполнения. Мы считаем возможным и необходимым создание такого широкого движения, которое своей деятельностью будет способно оказывать политическое влияние на разных уровнях вне выборного процесса, что и является критерием подлинности политического движения. При необходимости участвовать в выборах любого уровня мы должны уделять внимания развитию общественных организаций, осуществляющих контроль за выборами, и добиваться существенного улучшения выборного законодательства. 6. Мы будем совмещать работу над идеологией и организацией движения с планированием и проведением эколого-политических акций. Мы будем учиться переводить экологические требования на язык политических требований. Мы будем заниматься созданием и моделированием экологических поселений и артелей, новых форм экологически обоснованной хозяйственной кооперации, в рамках которой можно апробировать наши идеи. Политические требования со стороны такого радикального зеленого движения во благо Родной Земли, которые вытекают из концепции экологического возрождения, могут быть следующими (это проект, они открыты для обсуждения и согласования): — проведение Учредительного собрания для создания зеленой Конституции и соответствующего изменения политической системы, — конституционное признание священного статуса Земли-Матери и приоритета сохранения ее жизнеспособности и красоты по отношению к экономическому росту, — обеспечение права каждого гражданина России на равную долю благ, даруемых Землей-Матерью: чистого воздуха, чистой земли, чистой воды, чисто почвы и чистого космоса; — обеспечение права каждого знать свою долю ущерба или блага, которые он производит для Земли-Матери в каждом своем акте производства-потребления; — законодательное установление экологической ответственности пропорциональной доходу, извлеченному при нанесении Земле-Матери соответствующего ущерба; — законодательное установление наследования экологической ответственности в соответствии с наследованием экономического богатства; — восстановление реальной системы местного самоуправления в столичных городах и провинции, наделенной реальными полномочиями распоряжения общенародной собственностью и финансовыми возможностями, возвращение к традиционным вечевым принципам самоуправления на уровне всех поселений-городов; — создание стратегической ветви власти, независимой от судебной, исполнительной и законодательной, ее задачи: формирование и контроль исполнения стратегических программ развития страны; создание и ведение системы контроля и учета экологического состояния Земли-Матери и вкладов хозяйствующих субъектов в его восстановление или нарушение; — создание законодательного собрания из четырех палат: партийной; корпоративной; общественной; национальной — с выдвижение кандидатов от соответствующих структур: политических организаций; предприятий; некоммерческих организаций; этнических и национально-культурных обществ; — отмена должности президента и избрание главы государства в должности премьер-министра большинством законодательного собрания; — снижение нормы числа подписей для выдвижения кандидатов в депутаты до такой величины, когда покупка права на выдвижение кандидата в депутаты становится бессмысленной; — создание реальных условий для принятия решений на всех уровнях государственной власти путем прямого волеизъявления граждан через референдумы и другие формы, обеспечение обязательности решений, принятых прямым волеизъявлением; — последовательное уменьшение обязательного рабочего времени как приоритет национальной политики: вместо повышения ВВП развитие отраслей, замещающих материальное потребление; — выделение природовосстанавливающих предприятий в самостоятельную промышленность и обеспечение ее наивысшей наукоемкости и конкурентоспособности на мировом рынке. К новому жизнеустройству 11. Общегражданское движение — всего лишь инструмент для достижения сверхважной цели, миссии, объединяющей и увлекающей за собой различные группы гражданского общества. Мы провозглашаем целью нашего движения — эколого-гуманитарную революцию: экономическое и научно-техническое развитие должны быть поставлены на службу человеческому роду и для сохранения всей земной жизни, для преодоления глобальной тенденции отчуждения людей друг от друга, обесчеловечивания человека и омертвения биосферы. Если лицо XIX-XX веков в значительной степени определялось межклассовыми и межгосударственными конфликтами, разгоравшимися вокруг вопросов социальной справедливости в распределении материальных благ и в разделе сфер влияния на мировых рынках, то лицо XXI века будет определяться борьбой за истощающиеся природные ресурсы и справедливое распределение ответственности между различными социальными группами и государствами за их многовековое грабительское использование, но более всего это будет эпоха борьбы за право человека оставаться биологическим человеком, сохранить человечность и свободу воли. Современная экономика (и в рыночном варианте, и в планово-государственном), как и экономическая наука, не может найти удовлетворительного пути решения глобальных политическо-экономических, экологических и социальных проблем современного мира. Поэтому, чтобы прийти к обозначенной цели мы должны поставить перед собой, наряду с задачей создания общегражданского движения, задачу интенсивного осмысления новых идейных альтернатив, предлагающих механизмы регулирования рыночной экономики, как и планово-государственной, на основе экологических и социальных ценностей. Таковые альтернативы существуют и мы должны дать возможность ознакомиться с ними как можно большему числу людей, популяризуя эти идеи. Только свежие идеи, позволяющие предвидеть и опережать события хотя бы на два шага, помогут нам выйти из общесистемного кризиса и покажут остальному миру выход из него. 12. Россия наиболее остро испытывает на себе в настоящий момент тот общесистемный кризис, в котором также находится и весь мир. Она раньше других вступила в этот кризис, что дает ей шанс первой найти пути выхода из этого кризиса, показав пример остальным. Корень современных мировых проблем — эволюционный кризис человека, выражающийся в отчуждении его от самого себя и других людей, от Земли-Матери. Выбирая путь преодоления этого отчуждения, Россия обладает достаточным потенциалом и наиболее готова к тому, чтобы поставить духовные, культурные и экологические ценности выше ценностей роста экономической и военной мощи, ценностей сверхпотребления и гедонизма. Это предполагает отказ от очередной форсированной модернизации ради экономической и военной игры в «догонки-перегонки» с Западом. Сотни миллионов людей во всем мире поддержат этот наш выбор и пойдут за нами. А кто посмеет чинить нам препятствия в своем выборе — будет отринут своим же народом! Основные цели эколого-гуманитарной революции, отражающие принципы нового жизнеустройства, по-нашему мнению, заключаются в следующем: — ценностная переориентация общества на гармонизацию отношений человека с собственной животной природой, возрождение семейно-родовых ценностей и преодоление на этой основе отчуждения личности от общества, от Земли-Матери и от результатов собственного труда; — конституционное признание священности Земли-Матери и права на жизнедеятельность каждого живого организма Земли, признание того, что одно из главных предназначений человека — сохранение уникального многообразия и красоты естественных земных форм Жизни на Земле; — закрепление на конституционном уровне равного права каждого человека (в нашем случае, гражданина России), — в том числе не рожденного еще поколения, — на именное использование им своей доли минеральных, экологических и биологических благ, предоставляемых ему Землей как Дар Жизни при его рождении, или получение ренты за предоставление этих благ во временное пользование другим людям (это предполагает подушевое ежегодное перераспределение соответствующих долей с учетом изменения численности граждан, а также неприменимость); — закрепление на конституционном уровне права каждого человека на получение в пользование участка земли и средств производства из общенародной собственности для ведения натурального хозяйства, достаточного для прокормления семьи и воспитания, образования детей; — создание системы регулярной инвентаризации экологических благ Земли и наносимого ей ущерба в процессе хозяйственной деятельности человека на основе универсальных методик оценки экологической стоимости и мониторинга экологического состояния; — создание системы страхования экологических рисков, введение обязательного порядка оценки экологического риска и разработки технологии утилизации завершившего свой жизненный цикл товара в технические условия, национальные и международные стандарты, требующиеся для запуска товара в производство, ответственность производителя за компенсацию экологического ущерба и утилизацию производимых им товаров; — сочетание свободы производства-потребления с принятием личной и родовой ответственности за сохранение жизневоспроизводства своей доли благ, предоставляемых ему Землей как Дар Жизни; родовая ответственность означает передачу по наследству ответственности за ущерб, наносимый природе и последующим поколениям, а также вместе с дарением и наследованием имущественных и неимущественных прав, порождающих эту ответственность; — реализация принципа полной личной ответственности за сохранение воспроизводства экологических благ, т.е. каждая доля воспроизводимого Землей блага находится в персональном ведении и ответственности, передаваемых по наследству; не должно быть ни одной доли, которая бы находилась вне именной ответственности; — уменьшение потоков средств через госбюджеты всех уровней, уменьшение роли государства и представительных институтов путем передачи их полномочий и ответственности местному и родовому самоуправлению, другим органам народовластия, действующим на основе прямого волеизъявления, которые выстраиваются снизу вверх при сохранении политических и экономических свобод, прав человека, и принимают на себя вместе с предприятиями основную долю обязательств по социальному, пенсионному, медицинскому обеспечению, начальному, среднему и профтехническому образованию; — уменьшение максимальной нормы продолжительности трудового дня с 8 часов до 5–6 часов (этой продолжительности трудового дня даже при нынешнем уровне экономики России достаточно, чтобы каждый человек мог заработать в размере не менее 1,5-ой минимальной потребительской корзины); — создание органической экономики как естественной части общего механизма саморегуляции системы «биосфера-человек», в которой конкурентный отбор ведет к гармонизации отношений с Землей-Матерью, к возрождению семейно-родовых ценностей, к увеличению духовных потребностей и духовного производства, увеличению доли свободного времени, к уменьшению объема материального производства и потребления при увеличении качества человеческих отношений и здоровья людей; — ориентация экономики на выпуск товаров, которые отвечают следующим критериям «идеального экологического товара»: — доступны для производства самим потребителем; — не требуют для производства привозных ресурсов; — восстанавливают экологические блага в процессе производства, эксплуатации и утилизации; — имеют максимальное время жизни и наиболее долго сохраняют ремонтопригодность, так что могут быть переданы для использования потомкам; — доступны для ремонта и утилизации самим потребителем товаров; — увеличивают родовые и экологические блага в процессе своего производства, эксплуатации, утилизации. — введение всеобщего экологического эквивалента: экологических денег и цен, — выражающего меру использования биосферы каждым человеком и участия Земли-Матери в экономическом производстве (т.е. экологическую стоимость товара), независимую от экономических показателей, и дающие ему возможность в каждом акте производства-потребления какого-либо товара увидеть в опредмеченной форме вклад собственный и других людей в сохранение или в разрушение биосферы — что необходимо для ответственного и сознательного экологического поведения каждого человека с минимизацией вмешательства бюрократии; — создание таких политических и экономических условий, при котором экологическая ответственность неотвратимо возлагается на того, кто разрушает экосистемы, а тот, кто восстанавливает экосистемы, получает достойное вознаграждение за свой труд; — равное распределение между производителем и потребителем экологической ответственности за ущерб Земле, вызванный производством, функционированием и утилизацией товара; перераспределение этой экологической ответственности между участниками производства пропорционально доходу, получаемому от производства товара; — уравновешивание действующей в мире экономической пирамиды власти и уменьшения роли государственной бюрократии и коррупции в обществе путем создания экологической пирамиды власти, состоящей из тех, кто имеет минимум экологического капитала и максимум экологического. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Сделаем выводы из сравнения биоцентрического и языческого подходов к природоохране. Оба подхода содержат некоторые общие идеи: — признание необходимости отказа от антропоцентризма, утверждение того, что человек — животное, что он не есть «венец природы» и морального совершенства, отказ от оценки других жизней по антропоцентрической эволюционно-ценностной шкале «выше-ниже»; — отказ оценивать животное и телесное начало как низменное, злое, греховное; — признание необходимости природоохраны как одного из жизненных предназначений и долга человека перед Землей; — понимание недостаточности рационально-логического подхода к природоохране, принятие необходимой дополнительности чувственно-поэтического и религиозного отношения к Земле, как к священному источнику Жизни; — признание наличия внутренней ценности-достоинства каждой формы жизни и утверждение радости гармонической жизни в природе, возвращения его к началам дикой, животной жизни; — отказ от догматизации каких-либо утверждений, стремление поверять их практическим действием, не ожидая полного логического обоснования-оправдания; — признание нашего права на незаконные действия, если они нарушают несправедливый закон или являются вынужденной самообороной, направленной на защиту Земли и достоинства нашей собственной и других жизней; — признание того, что мы являемся заложниками «системы» и необходимости «игры по правилам», которые отличны от правил этой системы; — признание личной ответственности каждого человека за разрушительное воздействие на биосферу; — осуществление природоохраны как части образа жизни, необходимость перестроения образа жизни каждого человека для уменьшения ущерба Земле; — принание того, что защита дикости в себе, защита животного начала в самом себе есть путь защиты дикой природы. Это сходство обусловливается тем, что биоцентризм Дэйва Формана отталкивается во многом от достижений языческо-пантеистической философии, основывается на восхищении архаическим образом жизни наших языческих предков, которые умели достигать гармонии с природой, обходясь без современных излишеств. По всей видимости, влияние христианской культуры, табуирование ею языческого взгляда на мир сказалось в том, что биоцентризм не смог логически последовательно и полно выстроить мировоззренческие основания природоохранной деятельности, не смог. Из нашего анализа следует вывод, что именно языческо-пантеистическое миропонимание является естественно-природной основой зеленой идеологии и природоохраны, предлагая жизненный смысл, этику и стратегию деятельности для эковоина, воодушевляя его волю как на внутреннюю работу по самосовершенствованию, избавлению от комплекса «заложника», так и на внешнюю работу по радикальному изменению цивилизационных основ человеческого общества.

 

Все материалы:

Ю. Л. Дюбенок, Предисловие.
Ю. Л. Дюбенок, Обоснование конференций «Построение человечного общества». Идеология
Ю. Л. Дюбенок, Мышление
Ю. Л. Дюбенок, Деньги
Ю. Л. Дюбенок, Обоснование конференций «Построение человечного общества». По поводу логики
Берест А. В., Человечная идеология (мировоззрение), стратегия
Гуманизм: универсальные основы миропонимания
Войтов А.Г., Нравственность и философия (ч.1)
В.В. Волосов, Перевернутый мир (глава из книги «Диктатор»)
Формула развития
Громыко Т. М., Нравственная катастрофа (по книге Светланы Гаража «Да! Ностальгия!», Киев, 2004)
Громыко Т. М., Расчеловечивание человечества
Валерий Задерей, Сценарий 2000 (четыре года спустя)
Воронов Г.А., Нравственность и эволющия сообществ
Коноплев Н. С., Жизненные основы отеизма ( об учении о всеединстве В. Д. Бакланова)
А. Д. Королёв, Нравственно-духовные ресурсы цивилизации
Малиновский Л.Г., Научная рациональность как идентификация знаний об организации и управлении в обществе
Ю. Н. Миронов, Праведное воспитание подрастающего поколения - долгосрочная стратегия России.
Наталия Мумладзе, О построении человеческого общества
Пивоваров Ю.Л., Краткое введение в проблему об особенностях социогенеза
Д. В. Реут, Постнеклассическая идеология Транс-Глобализации
Самарин А. Н., Упадок элиты и деградация России
А. Н. Самарин, За возрождение отечественной науки
В. А. Сацевич, Духовные истоки жизнеутверждающей славянской культуры
С. В. Светлов, Проблемы совершенствования человечества. Развитие биотехнологии или повышение нравственности
А.Селиванов, Сущность жизни человеческой
В. Тимошин., Двухсферная экономика
Чернышёв А.К., Быть или не быть России
А. С. Шутов, Гуманистическая альтернатива России в 21 веке




Дополнительно




© Юрий Дюбенок, 1979 — 2006, Свободный философ dubenok@rambler.ru
 

Используются технологии uCoz