Свободный Философ

Вернуться к общему списку статей / Общественная Организация «Нравственное Духовное Объединение „Созидание“»

 

Построение человечного (нравственного) общества

Материалы ІV научно-практической конференции (16 - 17 апреля 2004 года, г. Иркутск, 1-2 июня, Москва, МГУ)







 

Увеличить

Увеличить

Увеличить

 

<< Предыдущая статья

 

Следующая статья>>




Ю. Л. Дюбенок, свободный философ, Иркутск, dubenok@rambler.ru (8–3952–225316)

ОБОСНОВАНИЕ КОНФЕРЕНЦИЙ «ПОСТРОЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧНОГО ОБЩЕСТВА»

Рассматриваются вопросы:
Человечное мировоззрение (идеология, стратегия).
О плачевном состоянии философии сегодня и о необходимости создавать философию.
Об абстрактном мышлении. Причины вырождения фундаментального (абстрактного) мышления. О невозможности быть философом при отсутствии абстрактного мышления. Об адекватном восприятии текстов классиков. О «Капитале» Маркса.

Эпиграфы.



На сегодняшнем философском безрыбье и я, если не рак, то хотя бы улитка. А вы кто? На космическом корабле в булочную или пивную не слетаешь. И философия не для продвижения по карьерной лестнице. Философия — для движения человечества во времени. Когда же на Руси бесплодной, Расставшись с ложной мишурой, МЫСЛЬ обретёт язык простой И голос страсти благородной? (авт. не помню) Гладких, жуирующих, МЫСЛИТЕЛЕЙ не бывает. (Толстой). Так всех нас в трусов превращает МЫСЛЬ И вянет как цветок решимость наша В бесплодье умственного тупика. Так погибают замыслы с размахом От долгих отлагательств. (Гамлет Шекспира) Час уже пробил, и выбор между добром и злом у нашего порога. Н. Винер. 1954 г. В 1976 г. вышел диск Лед Зеппелин «Присутствие». На обложке разные фотографии «сладкой» жизни богатых, мечты обывателя, но в каждом кадре как бы незримо присутствует знак смерти в виде черного обелиска, не замечаемого людьми в кадре.

1-ая тема. Идеология

Нам нужна идеология. Идеальный вариант: кто-то один излагает эти самые принципы строительства Человечного об-ва, которые все с восторгом принимают и пошли строить. Это вряд ли случится. Это еще не Второй съезд РСДРП, хотя именно это и есть моя цель. (Чтобы пойти строить дружно и умело). Значит, надо в качестве основных докладчиков выделить наиболее продвинутых. А это определяется умом, знаниями, опытом, организаторов, во-первых, моими как инициатора, во-вторых, потенциальными организаторами. Идеальный вариант опять же: привлечь лучших из России и мира, но реально ограничивается теми, кого мы знаем и признаем за таких, во-вторых, теми кто откликнется, в третьих, ресурсами, чтобы ходить, искать, звать. Деньги большие не нужны. Нужны люди, время, силы.

К 1995 году у меня сложились общие принципы (идеи) Человечного об-ва, которыми я руководствуюсь в своей деятельности, которые я и пропагандирую. Один из центральных принципов: в Человечном обществе должны сотрудничать люди верующие и неверующие, разных национальностей, т.е. предполагается, что есть или должно быть найдено нечто объединяющее, нечто более фундаментальное, чему не мешали бы частные верования, уровень ума, образования и т.д. Что это? Это те самые общечеловеческие ценности. Только не абстрактные, а конкретные качества конкретных людей. Общечеловеческие ценности стали реальностью и объективной необходимостью после возникновения общечеловеческого взаимопереплетенного производства (Маркс). Опять же после революции 17 года, когда было разрешено, может быть, не полностью, противоречие между этим самым общественным характером производства и частным присвоением. При социализме было противоречие между общественной формой жизни и частной формой управления, когда управленцы сложились как класс, передающий по наследству, власть. (кстати, сейчас можно наблюдать как природа отдыхает на детях пусть, может и не гениальных, а может и гениальных, но действительно талантливых, ярких, артистах советского времени. И были они, кстати, яркими, потому что работали на великую идею коммунизма (идеального), а нынешние теле- и прочие звезды, очевидно, работают на личное благополучие, на благополучие мародеров). ЭТО ПРОТИВОРЕЧИЕ МОЖНО ПРЕОДОЛЕТЬ ТОЛЬКО НРАВСТВЕННОЙ РЕВОЛЮЦИЕЙ ВНУТРИ ОТДЕЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА, только всеобщим образованием, которое у нас было хорошее, но не в области гуманитарной. Так как сложилось новое классовое общество, господствующий класс которого, управленцы, самосохранялся, препятствуя исследованиям о самом себе усилиями своих интеллигентных лакеев (я не имею в виду искренних краткокурсовых «марксистов» и наивных верующих в коммунизм), какими бы благими оправданиями они не оправдывали бы свою службу. Ваш покорный слуга не стал бы таким лакеем ни при каких условиях. Причем подавление свободного мышления и уничтожение свободных людей было, видимо, беспрецедентным в истории. И опять же, кстати, сегодня эта угроза быть если не уничтоженными, то зазомбированными, как массовой культурой, так и препаратами химическими, воздействующими на психику, абсолютно реальна и логична. Так что наша борьба за Человечное общество свободных, равноправных, творческих, а не потребительских людей это борьба и смертельно опасная. Но этот выбор: лакейство или борьба — это стандартный выбор всего живого. Беспрецедентное подавление и уничтожение привело к тому, что наше интеллектуальное и духовное возрождение делается и такими малозаметными и генетически не значительными людьми как я. Большое было перепахано. Также контроль не позволял создавать широкие круги мыслителей, в которых шел бы отбор лучших. Возникали маленькие группы, которые так и не смогли породить гениев логического мышления, хотя, может, мы еще и не добрались до них. Гении художественного мышления у нас были (это несомненно Высоцкий, Тарковский, Шостакович, Маяковский, Башлачев и др. Много и талантов было, (к которым, правда, никак не отнесу знаменитых псевдострадальцев Евтушенко, Вознесенского, Рождественского и др).

Таким образом, Человечная идеология должна быть синтетической. Человечная идеология должна быть понятной и удовлетворять как творческое меньшинство, так и честное обывательское большинство, при этом мягко, а когда надо и жестко, но всегда бескомпромиссно и действенно отвергая несовместимое с человечностью: кражу, убийство, разврат, ложь, клевету, зависть, злость, жадность, одурманивание любых видов, невежество, нездоровье. При этом имея в виду, что все отрицательные проявления есть в каждом из нас. И надо, в первую очередь, менять как внешние условия, так и внутреннее состояние человека, а не косить праведным гневом конкретных людей, которые часто есть жертвы. (И бревно в нашем глазу). Особенно сегодня наглядно насколько невинны дети, выброшенные и изуродованные обществом (нами). К примеру, если число больных, инвалидов будет расти, как оно растет сейчас, то в какой-то момент объективно общество будет не в состоянии заботиться о них. Есть бесчеловечный метод Гитлера, который просто уничтожил больных, проституток, уродов. Человечный метод в том, чтобы здоровый образ жизни, гармоничные общественные отношения не создавали новых уродов, больных. А сегодня рост количества людей, неполноценных физически и умственно, алкоголиков, наркоманов, так же, как и рост несправедливости закономерно провоцирует угрозу фашизма, если не переломить общественную жизнь человечным путем.

Человечная идеология должна быть широкой. Поэтому хорошо бы пригласить умных, мыслящих марксистов, верующих, вообще, и, в частности, конкретных религий. Конкретно я бы привлек в первую очередь Зиновьева. Я буквально недавно узнал об организации «Моральное перевооружение» (на сайте кафедры МГИМО, наука, Духовные основы международного …, глобальная этика.) из статьи Розенталя «Чудаки с планеты КО». Организация руководствовалась теми же принципами, к которым пришел я. Имея при этом в довоенной и послевоенной Европе практическую значимость (как описано в статье). После смерти в 1961 их лидера Бухмана к современному моменту она потеряла свой боевой (духовный, а не насильственный) дух, что сказалось и в изменении два года назад названия на неопределенное «Инициатива перемен». Г. Померанц является ее российским членом. Хочу его пригласить. Верующие нужны, в частности, и просто для того, чтобы они подтвердили: да, мы принимаем такую идеологию. Человечное общество, человечная идеология предполагает, что люди разные, что люди самостоятельные личности, не требует переделки христианина, буддиста, или язычника, не говорит чукче ты отсталый, не вмешивается в их жизненный уклад, но предлагает для желающих достижения, блага прогресса, которые многим и не нужны, они предпочитают жить охотой. Мои исследования показывают, что Христос, Будда, Конфуций, Магомет и др. основатели или их истинные последователи прекрасно вписываются в нравственную (общечеловеческую) идеологию. Идеология должна удовлетворить и коммунистов и честных предпринимателей. Нельзя создать идеологию, которая удовлетворяла бы убийц или грабителей и их жертв. Это неразрешимое противоречие. Но идеология для трудящихся всех видов, совокупно участвующих в едином производстве вполне возможна. И предприниматель может быть трудящимся, если он берет свою честную долю за свой организаторский труд. Насколько я знаю в Германии на предприятии разница доходов максимальных и мин. не должна превышать 4-х раз. Пожалуйста, будь собственником, полным хозяином своего предприятия на этих условиях. Это у меня в Манифесте (наброске, 2000 г.) выражено в пункте «Духовный предприниматель». Вообще в Манифесте написано примерно четверть, чего я хотел. Я остановился, так как не почувствовал востребованности. А появление Манифеста это одна из существенных целей конференций. Можно рассматривать конференции пока как подготовительную работу к Манифесту. Манифест же возникает на основе поэтического вдохновения, когда есть заказ общества. Образец силы и влиятельности для меня Манифест Маркса, Энгельса. Там кроме самих принципов коммунизма описываются и взаимоотношения с другим общественными течениями: и враждебными, и близкими. Есть образец: построенный реальный социализм. С нуля до Кремля. Поэтому браться за что-то меньшее нет смысла. Речь о том, чтобы, по крайней мере, не хуже. А иначе что же, в век Космоса удивить претензией сделать скрипящую телегу. Еще один краеугольный камень моей теории: ДВИЖУЩАЯ СИЛА ЧЕЛОВЕЧНОГО ОБЩЕСТВА. Это не рабочий, не крестьянин, не интеллектуал, не капиталист. Это Духовно зрелый человек. Нужно создавать не средний класс, а КЛАСС ДУХОВНО ЗРЕЛЫХ ЛЮДЕЙ. Носителей Человечной идеологии, хребет Человечного об-ва. Легко отличить духовно зрелого, человечного врача от пусть прекрасного врача-лекаря, но бесчеловечного. Первый не заламывает цену, не пользуется болью, горем, когда человек готов заплатить сколько угодно. Или ученый первой категории как, Курчатов, Сахаров, Эйнштейн, создав атомную бомбу по необходимости, тут же выступают за ее запрещение, предупреждают о последствиях. Думают, кто будет пользоваться их открытиями. Пойдут ли на общее благо или на чью-то корысть. Дух. зр. человек руководствуется не за страх, а за совесть общим благом. Нравственная (человечная) идеология связывает общество в единый организм, как когда-то коммунистическая связывала. Таким образом, если свои были рабочие и крестьяне, то сейчас свои, наши — это нравственные люди независимо от профессии, уровня образования, умственного или физического труда.

Человечная (нравственная) идеология через своих носителей: устойчивых, дух. зр. людей должна оказывать моральное давление на общество. Дух. зр. люди, поставив цель построить Нр. Чел. Общество ненасильственным путем, должны тем более оказывать моральное, но абсолютно реальное, действенное давление на существующие дикие отношения. Это не так просто. Соответственно, именно способностью духовно (без физического и духовного насилия) добиваться нравственных целей и доказывается духовная зрелость. Так же как способностью пением завоевать аудиторию доказывается право быть певцом. Близкие исторические примеры Ганди и Мартин Лютер Кинг. Последний как известно возглавлял движение, которое добилось уравнивания прав негров моральным давлением. Убийство обоих свидетельствует, что эта духовная сила — настоящая сила. Но добиться ее не проще, чем добиться искусства фортепьянной игры Рихтера. Вообще, духовное, нравственное воздействие имеет сходство и общие составляющие с воздействием искусства на души людей. Главное отличие в том, что артист, художник может искренне разделять свои высокие порывы, запечатленные в его произведениях, в его пении, игре на сцене, но у него, если он не дух. зр., нет устойчивости. И в жизни он может поступать как большой мерзавец, искренне на сцене переживая великие чувства и покоряя и даже заражая ими слушателей, зрителей, читателей. Но и у потребителей эти же высокие эмоции так же неустойчивы и скорее удовлетворяют потребность души в высоком, чтобы ее успокоить, «заморить духовного червячка», чем стать дух. зр. человеком в жизни.

НУЖНА ТЕХНОЛОГИЯ, МЕТОДИКА ПОЛУЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО СОСТОЯНИЯ ВЫСОКОГО ДУХА. И она есть. Это «Духовное каратэ», система упражнений на основе иоги и восточных единоборств с привлечением любого другого практического опыта духовного совершенствования. Эта технология, методика как необходимая составляющая, позволяет получать дух. зр. людей. Таким образом, есть все необходимое для построения Человечного (нравственного) общества.
Это составляющие Человечной идеологии.
1. Объективная необходимость в виде угрожающей материальной мощи человечества, требующей разумного, природо- и человеко- сохраняющего управления и образа жизни, во избежание всеобщего самоуничтожения или зомбирования массы населения для удовлетворения патологических потребностей элиты.
2. Объективная возможность в виде развитого научно-промышленного производства. Как высокопроизводительного, так и сильно разделенного на взаимодополняющие операции, т.е. тем самым совокупно общественного.
3. Есть объективная потребность в развитии мышления, чтобы богатство, растущее научно-промышленное производством, увеличивалось. Поэтому прогресс производства с необходимостью готовит могильщиков бюрократии, развивая мышление людей. Хотя достаточно успешно идет параллельно и массовое опрощение душ людских.
4. Есть объективная потребность души отдельного человека в гармонии, красоте, разумности, истине, любви, взаимной доброжелательности, счастье.
5. Выделена движущая сила: духовно зрелые люди.
6. Есть действенная методика созидания духовно зрелых людей.
7. Принцип духовной борьбы индивидуально и создавая Нравственную ячейку на работе, и союз ячеек в городе, стране.
8. Есть образ духовного предпринимателя, который позволяет обойтись без экспроприации, без насилия по отношению к тем, кто сознательно приватизировал из общенародного, или кто не задумываясь, к чему это приведет, оказался в общем потоке рынка.
При наличии сильного экономического сектора Человечного государства не составляет проблемы разорить любого предпринимателя, вынудив его или стать духовным предпринимателем или продать производство государству, тем самым обойдясь без экспроприации. Есть и опыт запада, когда по закону происходили как передача отраслей государству, так и повторная приватизация. Тем самым доказано, что сегодня форма собственности сама по себе не решает проблемы развития. Нужны новые люди. Люди, которым для счастья не нужны миллионы или знаки величия в виде погон, должностей. Творческие люди, которым для счастья нужно заниматься своим делом, имея нормальное удовлетворение своих нормальных потребностей в питании, одежде, жилье. Такие люди не идеальные, а вполне реальные. Эйнштейн в своем Кредо говорит: «Я никогда не стремился к благополучию или роскоши и даже в какой-то мере испытываю к ним презрение». Властные должности стремятся занять и знаки своего значения получить люди, не способные к производству чего бы то ни было: вещей, идей или на худой конец просто фантазий.
Вот к примеру, очень сильный, я бы сказал гениальный пункт а А. К. Казьмина о праве не иметь начальника менее интеллектуально развитого. Главный вопрос в том, что нашу программу мы же и должны проводить в жизнь. Прекрасное слово в статьях у Ю. Н. Миронова: «Праведносфера». Созидание праведносферы. Беда только, что в личном разговоре выяснилось, что пишет он письма в Думу, правительство, надеясь, что они услышав такие красивые и правильные идеи, опомнятся и начнут строить эту самую праведносферу. Никто кроме нас самих, тех, кто об этом говорит и понимает это, не будет это делать. А своей собственной силой духа мы должны, как говорил Достоевский, отколупывать по человечку из людской массы и затягивать в праведносферу, в том числе, и из правительства, и из депутатов.
Группа Д. Георгиса работает над Зеленой политической идеологией (система форумов «Кольцо Славии» http://slavya.ru/rings , форум «Экологическое возрождение»). Имея экологический опыт и знания, они бы я думаю эту сторону существенно бы усилили в общем процессе или наоборот мы бы усилили их группу. (не забывая, что таких групп десятки и сотни) Это зависит от того, у кого больше результатов. Но суть в том, что «Пусть нам общим памятником будет, построенное в боях (только духовных желательно, и, думаю, возможно) Человечное общество». Ваша деятельность по РГО, которого сознательным членом и я являюсь, — это существенные элементы очеловечивания. Но я, как Вы знаете, не вижу системности и полноты. Есть и противоречивость. Например. Что-то характерно для Вас, что-то для многих подобных людей. Обвинять большевиков, что они расстреливали врагов, при этом проявляя симпатию, скажем к расстрелу Белого дома Ельциным или горя желанием наказать диктаторов Милошевича или Хусейна или Лукашенко или чеченских, которых официально называют то «бандитами», то боевиками-националистами, конечно не логично. Логичней понять, что идет смертная борьба и уважать силу и право силы. От этого никуда не уйти, кто силен тот и прав. И вопрос в том, чтобы создать более сильную и современную идеологию (мировоззрение), чем марксизм или христианство. На что гуманизм П. Куртца и Гуманизм РГО, очевидно, никак не тянет, выполняя при этом свою положительную частную функцию, внося разумные мотивы в жизнь. Ваше мировоззрение, именно как мировоззрение очень слабое по сравнению с мощнейшими религиозными мировоззрениями, с марксистским (научным) и даже проигрывает всяким паранормальным верованиям, которые в целом все же никак не могут конкурировать с великими религиями. И «марксистскому», шаманскому, не научному, массово доступному мировоззрению тоже безнадежно проигрывает. В отношении к рыночному противоречиво. Как современно письмо Энгельса Бебелю 1883год : «Когда читаешь немецкие буржуазные газеты и парламентские речи, кажется, что живешь в Англии времен Генриха 7 и 8: те же причитания о бродягах, те же вопли о принудительном уничтожении бродяжничества, о тюрьмах и розгах. Это служит лучшим доказательством того, как быстро совершается отделение производителя от его средств производства. Но как смешны и презренны эти буржуа, которые стремятся посредством моральных проповедей и уголовных кар устранить необходимые последствия своей деятельности!» Речь же идет, переводя на наше время, о захвате собственности, который порождает нищих, поэтому смешны желания устранить нищенство, не устранив причину, захват собственности «новыми».

При этом Ваша деятельность имеет абсолютные, несомненные, бесспорные сильные стороны. Поднятие и раскрытие вопросов о состоянии науки и научного мировоззрения. Об антиконституционной клерикализации государства, о роли здесь православной церкви Призыв к гуманизму тому же самому, хоть и абстрактному, осточертевшему всем. (Высоцкий, как-то отвечая на вопрос о его мировоззрении сказал, ну чего привязались, ну за гуманизм я, конечно, но вы же не хотите, чтобы я показался умнее, чем есть на самом деле. А он на самом деле умнее, потому что слово гуманизм общее, а он в стихах показал конкретные образы поведения, состояния души людей и светлых, и не очень).

Много атомизированных людей и организаций, стремящихся к человечности, или в переводе на Ваш язык к гуманизму. Для успеха нужна единая, хотя и многообразная, организация. Я не вижу нигде мыслителя типа Маркса (или типа американских (застреленных) отцов основателей, просветителей, демократов), который дал бы эпохе умственное выражение и путь. И пока такой мыслитель не появится, все мелкие дела не изменят систему отношений, которая сильнее отдельного, так сказать, доброго человека, и переваривает всех, выстраивая в соответствии с этой самой системой общественных отношений или уничтожая этого доброго человека: или прямо, физически, как Ганди, М. Л. Кинга, Кеннеди, А. Меня, Листьева, Холодова, Христа, жертв Сталина, или вынуждая к самоубийству людей с обостренной совестью, а значит, человечностью, как Маяковского, Есенина, академика Легасова (правильна фамилия?) (после Чернобыля), Радищева, Башлачева, Савву Морозова или заставляя искать смерти на дуэлях, войнах, в экстремальных ситуациях как Пушкина, Лермонтова, Байрона, или выдавливая в водку, наркотики, разгульность, которые тоже часто приводят к неестественной смерти, или болезням душевным, как Высоцкого, многих творческих людей, моих неизвестных друзей Мазура (умер 2003г, 45 лет), Зимина, Окуловского. Или просто человек находится под таким моральным давлением, что без искусства духовной защиты, (которое есть, например, у меня через духовное каратэ) быстро помирают как Сахаров. Сократ наиболее потрясающий пример, как он не дал себя убить 70 лет ни физически, ни морально, (надо вспомнить, что он говорил о том, в каких отношениях с системой должен быть такой как он. Мы это «проходим» подробно в Школе Мудрости). И в то же время Сократ ЗАСТАВИЛ себя убить физически, т.е. это и самоубийство при этом, но самоубийство не от отчаяния, а трезвый, обдуманный, мудрый акт. (надо вспомнить, в чем мудрость этого хода Сократа на суд и на казнь, от которой он мог бы уклониться, а почему не уклонился?)

Пока нет такого мыслителя организатора, то масса прекрасных, хороших, честных людей действует поодиночке, не умея объединиться и создать новую систему отношений. И сколько бы они не совершали героических актов обличения, правозащитных, просветительских и т.д. система ОТ ЭТОГО не пострадает. А они либо разочаруются, либо озлобятся на весь грешный мир со всеми вытекающими последствиями. Вот и встает тема о таком мыслителе. О мышлении вообще. Можно дать и такую формулировку. Брежнев, Черненко, Андропов, Горбачев, Ельцин Путин это люди, про которых я бы не сказал, что они мудрецы. Проблема в том, что страной управляют завхозы. И завхозы, аппарат управления нужен, но именно как завхозы они должны быть. А управление должно осуществляться мудрецами. Общее авторитетное (не авторитарное) управление на всех уровнях должно быть у мудрецов, которым помогают завхозы.

 

Все материалы:

Ю. Л. Дюбенок, Предисловие.
Ю. Л. Дюбенок, Мышление
Ю. Л. Дюбенок, Деньги
Ю. Л. Дюбенок, Обоснование конференций «Построение человечного общества». По поводу логики
Берест А. В., Человечная идеология (мировоззрение), стратегия
Гуманизм: универсальные основы миропонимания
Войтов А.Г., Нравственность и философия (ч.1)
В.В. Волосов, Перевернутый мир (глава из книги «Диктатор»)
Формула развития
Д. Георгис, Основания зеленой идеологии
Громыко Т. М., Нравственная катастрофа (по книге Светланы Гаража «Да! Ностальгия!», Киев, 2004)
Громыко Т. М., Расчеловечивание человечества
Валерий Задерей, Сценарий 2000 (четыре года спустя)
Воронов Г.А., Нравственность и эволющия сообществ
Коноплев Н. С., Жизненные основы отеизма ( об учении о всеединстве В. Д. Бакланова)
А. Д. Королёв, Нравственно-духовные ресурсы цивилизации
Малиновский Л.Г., Научная рациональность как идентификация знаний об организации и управлении в обществе
Ю. Н. Миронов, Праведное воспитание подрастающего поколения - долгосрочная стратегия России.
Наталия Мумладзе, О построении человеческого общества
Пивоваров Ю.Л., Краткое введение в проблему об особенностях социогенеза
Д. В. Реут, Постнеклассическая идеология Транс-Глобализации
Самарин А. Н., Упадок элиты и деградация России
А. Н. Самарин, За возрождение отечественной науки
В. А. Сацевич, Духовные истоки жизнеутверждающей славянской культуры
С. В. Светлов, Проблемы совершенствования человечества. Развитие биотехнологии или повышение нравственности
А.Селиванов, Сущность жизни человеческой
В. Тимошин., Двухсферная экономика
Чернышёв А.К., Быть или не быть России
А. С. Шутов, Гуманистическая альтернатива России в 21 веке




Дополнительно




© Юрий Дюбенок, 1979 — 2006, Свободный философ dubenok@rambler.ru
 

Используются технологии uCoz