Свободный Философ

Вернуться к общему списку статей / Общественная Организация «Нравственное Духовное Объединение „Созидание“»

 

Построение человечного (нравственного) общества

Материалы ІV научно-практической конференции (16 - 17 апреля 2004 года, г. Иркутск, 1-2 июня, Москва, МГУ)







 

Увеличить

Увеличить

Увеличить

 

<< Предыдущая статья

 

Следующая статья>>




ДВУХСФЕРНАЯ ЭКОНОМИКА
Вячеслав Тимошин, Этическое движение «Родная Земля»

ПРИНЦИПЫ РАЗДЕЛЕНИЯ ХОЗЯЙСТВА А. Первая сфера — сфера удовлетворения потребностей — сфера выживания. Б. Вторая сфера — сфера интересов (сфера смыслов, свободного предпринимательства). А. Первая сфера. К ней относятся отрасли хозяйства и отдельные производства, которые служат: 1) Для обеспечения потребностей человека на уровне выживания; 2) Для поддержания достигнутого уровня жизни, если этот уровень доступен всем. Иначе говоря, потребностью может быть любой товар, если хозяйство в состоянии удовлетворить в нём всех желающих; не может быть признан потребностью любой товар, если нет возможности обеспечить им хотя бы одного желающего. 3) Для обеспечения существования и безопасности общества и государства. В результате разделения в первую сферу войдут те отрасли, которые ныне являются «убыточными» в «цивилизованном» мире — сельское хозяйство, массовое жилищное строительство, общественный транспорт и топливно-энергетический комплекс. Сюда же войдет производство товаров повседневного спроса и дорогостоящих товаров длительного пользования (мебель, одежда, бытовая техника и т.п.) для той части населения, у которой соображения моды и престижа не являются определяющими при выборе товара. Б. Вторая сфера. Во второй сфере любой человек может предпринимать всё в соответствии со своими желаниями, интересами, мечтами и возможностями в той мере, в какой это не ставит под угрозу стабильность первой сферы — сферы выживания. Иначе говоря, во второй сфере человек может осуществлять то, в чем он видит смысл своей жизни на разных её этапах, от лежания на травке до путешествий по Антарктиде, от производства модного белья до полёта на Солнце. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА Очевидно, что по отношению к первой сфере вторая сфера выглядит сферой риска или игровой сферой. Для ограничения влияния риска и игры на сферу выживания предлагается произвести разделение финансовых систем. Финансовая система первой сферы строится на жесткой привязке денежной единицы к произведенным и накопленным товарам. Денежная единица первой сферы выступает как эквивалент имеющихся в наличии товаров. Естественно, что для использования денег как действительного эквивалента, товары в первой сфере должны производиться и накапливаться в надлежащей пропорции — в той пропорции, в которой они потреблячются. Финансовая система второй сферы строится на самостоятельной денежной единице, эмиссия которой находится в руках государства. А обращение внутри сферы определяется состоянием рынка. ПЛАНИРОВАНИЕ Производство товаров в первой сфере находится под контролем, обеспеченным взаимным планированием потребностей со стороны граждан (общества) и государства. Планирование осуществляется от достигнутого уровня потребления с учётом тенденций роста или снижения потребления и поддержания необходимого уровня запасов. Как уже было сказано, главная задача — обеспечить производство товаров в надлежащей пропорции. В соответствии с этим требованием перевыполнение плана по отдельным позициям также опасно, как и его недовыполнение, ибо при несоблюдении пропорции «товар=деньги», денежная единица теряет свою эквивалентность. Однако есть товары, определяющие не уровень выживания, а уровень потребностей. Эти товары (мебель, бытовая техника и т.п.) могут и должны быть подвержены влиянию изменений в технологии, смены поколений. Производство таких товаров в 1-й сфере возможно только при взаимном планировании, т.е. через систему оплаченных заказов. Очевидно, что при таком подходе возможность накопления денег не выходит за пределы возможности накопления какого-то из основных продуктов, скорее всего, хлеба. Следовательно, для человека становится бессмысленной ежедневная работа в течение 8 часов, если у него нет больших потребностей в дорогих товарах. В соответствии с этим требуется пересмотреть существующие принципы организации труда и заработной платы. ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА И ЕГО ОПЛАТА. СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ. Одна из важнейших задач — разблокировать маховик производства, в который втягиваются с одинаковой степенью мужчины и женщины, старики и юноши, евреи и цыгане независимо от их желаний и потребностей. Существующие системы дают некоторую свободу в использовании денег, но не позволяют решать главного — сколько и для чего человеку трудиться. Здесь же предлагается каждому стать хозяином своего времени и использовать его по своему усмотрению. Для этого необходимо ввести оплату по труду. Не за стаж, не за разряд, не за хорошее поведение, а за труд. Очевидно, что никакими научно обоснованными нормами этого достигнуть невозможно. Невозможно, ибо невозможно определить все моменты, из-за которых люди меняют работу, место жительства. Легче определить другое — дать человеку возможность свободно перемещаться и выбирать работу по душе. В таком случае главным для органов управления (а, скорее, органов координации!) становится отслеживание потоков. Если люди начнут тянуться в какую-то местность или на какое-то производство, значит, им там лучше. Следовательно, нужно повышать соотношение товар/деньги там, откуда они уходят, и понижать там, куда направляется поток. Речь идёт не об изменении норм, а об их превращении в самый гибкий элемент системы; об изменении соотношения товар/ деньги, имея в виду, что при стабильном производстве товаров должна оставаться стабильность и общая масса денег. Именно при таком подходе происходит наибольшее приближение к оплате по труду; возникает оплата за труд вместо заработной платы — платы за работу. Ещё один принципиальный момент. Каждый человек должен сам определять не только где, но и сколько ему трудиться, исходя из личных соображений и потребностей. (Не забывая, конечно, о том, что какая-то часть труда изымается на обеспечение нужд государства и общества). Естественно, что должна быть какая-то система, не допускающая превращения свободы в хаос. Но здесь нет нужды выдумывать что-то новое. Можно напомнить, что наиболее производительно на Руси трудились артели. Можно говорить в данном случае о системе договоров, когда с обеих сторон обговариваются сроки, объёмы, условия. При этом заказчика совершенно не волнует, кто и какими силами будет производить работу, если она выполнена в срок и качественно. И в наше время в коллективах с нормальными человеческими отношениями люди заменяли друг друга, будь это доярки или летчики. Причем, именно в таких коллективах были наиболее редки случаи чрезвычайных происшествий и аварий. Подводя итог, можно сказать, что речь идет не вообще о свободе, а о некоторой свободе выбора, за который нужно будет отвечать. (Ранее было сказано о взаимном планировании). Нельзя знать, что именно выберет каждый человек, но такая система даёт ему возможность распоряжаться главным — своим временем. (Серьёзность вопроса свободного времени надо представлять хотя бы потому, что 8-ми часовой рабочий день был обеспечен не достижениями науки и техники, а крупнейшим потрясением мировой революции 1917 года). Свободное время может использоваться человеком лично, а может передаваться другому человеку, который занят производством духовных или материальных благ во второй сфере. С этой целью могут создаваться любые объединения, ассоциации, акционерные общества и тому подобные структуры. В таком случае работающий в первой сфере будет обеспечивать уровень не только своих потребностей, но и для того, кто во второй сфере будет создавать нечто творческое или иное, представляющее интерес для работающего в первой сфере — сфере жизнеобеспечения. МЕДИЦИНА В соответствии с уже изложенными принципами, медицинское обслуживание в первой сфере поддерживается на том уровне, который может быть обеспечен всем нуждающимся. В каком бы тяжелом состоянии ни находился человек, он может получить более серьезное, более объёмное лечение только в одном случае, если в аналогичной помощи не будет отказано никому другому. Всё, что выше этого уровня, находится в сфере свободного предпринимательства. И, если кто-то пожелает подстраховаться, или его больше беспокоит состояние родных, чем автомобиль или коттедж, его право объединиться с себе подобными во второй сфере, то есть проявить гуманность на деле, а не на словах. Ибо технически сегодня можно поддерживать жизнь в обреченном человеке очень долго, но где провести границу между желанным и возможным? Пусть каждый проводит эту границу трудом души и трудом физическим. КУЛЬТУРА. Кто может решить, где провести границу между живым и мёртвым? Сколько земли отдать под кладбища, сколько можно строить монументов и сохранять архитектурных памятников? Каждый должен определиться сам, сколько сил затрачивать на поддержание жизни и сколько — на необходимые ему ценности. Если люди желают иметь как можно больше памятников Пушкину или Шевченко, то для этого им даются все возможности трудиться дополнительно лично или создавать объединения в сфере свободного предпринимательства. Таким образом, памятников архитектуры и т.п. будет ровно столько, сколько сил и желания будет у людей на их строительство и содержание. При этом всем деятелям, которые «давили» на правительство, придется обращаться непосредственно к производителям. Тем самым определится действительное влияние и ценностей и самих деятелей. ВАРИАНТЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 1. Необходимо помнить, что никакой прошлый труд не может обеспечить пенсионера, если сегодня некому будет пахать и сеять. Всё созданное ранее без живого труда остаётся мертвым. Более того, прошлое может не только не облегчать, но даже ухудшать сегодняшнее положение. Ярчайший тому пример ликвидация последствий Чернобыля. 2. Никакие нормы не определят возраст и состояние здоровья для получения пенсии лучше, чем это сделает семья. 3. Имеет смысл связать получение пенсии не только со вчерашним, но и с сегодняшним состоянием общества. Более того, признавая абсолютную зависимость пенсионера от сегодняшнего живого труда, имеет смысл напрямую связать его пенсию с трудом тех, кто пришел на смену, — его детей. Если принять изложенное в пункте 3, то один из вариантов пенсионного обеспечения для первой сферы может выглядеть так: А) Сигналом для начала выплаты пенсии будет являться перечисление детьми (при «нормальном» варианте семьи" двое взрослых детей) 10% своего заработка на счет одного из родителей. Условная сумма 2х10% = 20%. С этого момента из пенсионного фонда первой сферы автоматически доплачивается такая же сумма 20%. В итоге пенсия составляет около 40% от заработка детей. Заработок взрослых детей составляет 80%, то есть по 40% на себя и малолетнего ребёнка. Дети не должны быть в худшем положении, чем деды и бабки! В ответ на существующие в таком случае опасения по поводу слишком молодых пенсионеров, можно указать на то, что ранее аналогичные суммы удерживались с молодых и передавались пожилым в виде надбавок за общий и непрерывный стаж. Кроме того, люди в 30 лет только рожали детей, которые, благодаря родительским заработкам и пенсиям до 30 лет не работали. Так что, человеку к 25 годам нужно уже иметь детей, которые к своим 25 годам будут работать в полную силу. В итоге «молодому» пенсионеру 50 лет. Опасение другого рода заключается в том, что пенсионер будет продолжать работать. Простая статистика показывает, что общество от этого только выиграет, потому что будут работать два поколения! В «нормальных» цифрах это будет выглядеть так: семья из двух людей старшего возраста, двух взрослых детей и двух малышей будет жить по следующей финансовой схеме: а) Условная зарплата = 100%; б) После отчисления родителям взрослые дети получают по 80%, родители по 40%; работающие родители-пенсионеры получают в общей сложности по 140%; в) Если при неработающих пенсионерах семья получает 240% (80%х2 + 40%х2 = 240%), то при работающих 440% (140%х2 + 80%х2 = 440%). Но в первом случае выполнялись две «нормы», то есть на одну норму выплаты составляли 240% : 2 = 120%, то во втором случае выполняются четыре «нормы», а на одну норму выплата составляет 440% : 4 = 110%. То есть, во втором случае семья отдает обществу больше, чем в первом. А если не забывать о том, что какая-то часть труда каждого передается на нужды общества и государства, то может оказаться так, что работающий пенсионер отдает государству столько, сколько получает в виде пенсии! (Такой вариант пенсионного обеспечения действительно прост. Но эта простота возможна только при двухсферной экономике. В смешанной экономике такой вариант невозможен). Б) Хотя, есть основания надеяться на изменение отношений в обществе, но, возможно, что у детей и родителей не будет согласия по поводу пенсионного состояния родителей. В таком случае возможны «традиционные» варианты медкомиссий, собесов и судов, возможный выигрыш при этом 20%. Но содержание «третейских» организаций не должно раскладываться на всё общество, их надо содержать за счет конфликтующих сторон. «Выгода» в сравнении с вариантом "а" будет очень наглядной! В) Люди, у которых есть более высокие запросы к своему пенсионному будущему, могут организовывать свои фонды, во второй сфере им дано право распоряжаться своим временем и трудом. 4. Принципы двухсферного хозяйства не исключают возможности пенсионного обеспечения, близкого к сегодняшнему положению в обществе. Только вместо учёта стажа и заработка за какой-то определенный период, расчет пенсии должен производиться на основе суммы, полученной за все годы труда. Такой подход ликвидирует положение, когда люди пытаются любыми путями, в том числе, и в ущерб своему здоровью «вырвать» пенсию. Завершая пенсионный раздел, нужно отметить главное: принципы двухсферного хозяйства дают возможность различных вариантов пенсионного обеспечения, и, может быть, нет смысла выбирать один из всех. Может быть, люди сами, в зависимости от традиций и культуры, выберут наиболее подходящий вариант. Стоит только ещё раз напомнить, что эта возможность открывается именно в разделенной двухсферной экономике. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Здесь мы представляем только некоторые принципы, которые не могут дать полноты картины, но могут обозначить направление, в котором предлагается двигаться. Здесь не затронуты вопросы, связанные с регулированием численности населения, и земельные вопросы. Не затронуты только потому, чтобы не перегружать материалы, а не потому, что они не имеют решения. Если предлагаемые принципы устраивают читателя, то можно надеяться, что его устроит и решение отдельных вопросов. Что же касается осуществимости идеи двухсферного хозяйства, то мы считаем, что именно сейчас наступило время для претворения этой идеи в жизнь. На наш взгляд, именно она способна вывести общество из провала с наименьшими потрясениями. Сбережения прошлых лет уже рухнули. «Убыточные» отрасли чётко обозначены. Неразбериха (если не утеря) культурных ценностей. Пенсии постоянно пересчитываются. Денежную реформу проводить нельзя, это война. Обеспечение уровня выживания увеличением пенсий, пособий и зарплаты в «убыточных» отраслях ведет к перекачке денег в «прибыльные» отрасли. Самое время выделить в отдельную сферу жизненно важные отрасли; ввести карточную систему для обеспечения распределения на уровне выживания. До этого момента ничего новенького, всё это уже не раз проходили. Но вот затем, по мере оживления хозяйства, не душить сферу свободного предпринимательства, а оставить её с ныне существующими деньгами, если только сами предприниматели не запросят их замены. А вместо карточек в сфере потребностей ввести деньги на уже указанных принципах.

 

Все материалы:

Ю. Л. Дюбенок, Предисловие.
Ю. Л. Дюбенок, Обоснование конференций «Построение человечного общества». Идеология
Ю. Л. Дюбенок, Мышление
Ю. Л. Дюбенок, Деньги
Ю. Л. Дюбенок, Обоснование конференций «Построение человечного общества». По поводу логики
Берест А. В., Человечная идеология (мировоззрение), стратегия
Гуманизм: универсальные основы миропонимания
Войтов А.Г., Нравственность и философия (ч.1)
В.В. Волосов, Перевернутый мир (глава из книги «Диктатор»)
Формула развития
Д. Георгис, Основания зеленой идеологии
Громыко Т. М., Нравственная катастрофа (по книге Светланы Гаража «Да! Ностальгия!», Киев, 2004)
Громыко Т. М., Расчеловечивание человечества
Валерий Задерей, Сценарий 2000 (четыре года спустя)
Воронов Г.А., Нравственность и эволющия сообществ
Коноплев Н. С., Жизненные основы отеизма ( об учении о всеединстве В. Д. Бакланова)
А. Д. Королёв, Нравственно-духовные ресурсы цивилизации
Малиновский Л.Г., Научная рациональность как идентификация знаний об организации и управлении в обществе
Ю. Н. Миронов, Праведное воспитание подрастающего поколения - долгосрочная стратегия России.
Наталия Мумладзе, О построении человеческого общества
Пивоваров Ю.Л., Краткое введение в проблему об особенностях социогенеза
Д. В. Реут, Постнеклассическая идеология Транс-Глобализации
Самарин А. Н., Упадок элиты и деградация России
А. Н. Самарин, За возрождение отечественной науки
В. А. Сацевич, Духовные истоки жизнеутверждающей славянской культуры
С. В. Светлов, Проблемы совершенствования человечества. Развитие биотехнологии или повышение нравственности
А.Селиванов, Сущность жизни человеческой
Чернышёв А.К., Быть или не быть России
А. С. Шутов, Гуманистическая альтернатива России в 21 веке




Дополнительно




© Юрий Дюбенок, 1979 — 2006, Свободный философ dubenok@rambler.ru
 

Используются технологии uCoz