Свободный Философ

Вернуться к общему списку статей / Общественная Организация «Нравственное Духовное Объединение „Созидание“»

 

Построение человечного (нравственного) общества

Материалы ІV научно-практической конференции (16 - 17 апреля 2004 года, г. Иркутск, 1-2 июня, Москва, МГУ)







 

Увеличить

Увеличить

Увеличить

 

<< Предыдущая статья

 

Следующая статья>>




ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. РАЗВИТИЕ БИОТЕХНОЛОГИИ ИЛИ «ПОВЫШЕНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ»
С. В. Светлов, Институт истории естествознания и техники РАН, Москва

Проблемы совершенствования человечества в настоящее время приобретают особенно острый характер в связи с теми достижениями, которые были получены в результате научно-технологического прогресса. Современные высокие технологии уже не просто делают жизнь человека более комфортной, но непосредственно преобразуют всю его жизнь и его самого. Новейшие достижения в области биотехнологии потенциально позволяют менять саму биологическую основу человека, а это означает переход человечества на качественно новую ступень в его развитии.

На протяжении всей своей истории человек мог лишь очень ограниченно вмешиваться в свой собственный организм. Искусственные зубы, протезы конечностей, татуировки и некоторые другие общеизвестные достижения в этой области — вот в принципе и всё, что столетиями мог позволить себе человек. Теперь же, в результате прогресса науки и успехов биотехнологии, человек получает принципиально новые возможности — способность целенаправленно и как угодно преобразовывать свой организм — вводить в него любые новые органы, приобретать любые новые способности и т.д. Успех в этом отношении является не только научно-технологическим успехом, это — настоящий прорыв в потенциальной возможности социального переустройства человечества. Эпохи войн и вооруженных конфликтов могут кануть в Лету, человечество может перейти в новую эру — эру мира и всеобщей гармонии. Это станет возможным в результате преобразования Homo sapiens в Человека биотехнологического, а современного общества — в Биообщество.

Выясняя «генетическую карту» Homo sapiens, исследователи установят расположение на ней «генов зла», «генов насилия» и многих других генов, которые так тяготят современное общество. Удалить эти гены из генома человека, снабдить его новыми полезными генами, создать новый совершенный геном — вот задача биотехнологии. В результате будет создан новый человек — совершенный как физически, так и нравственно. Нравственное общество будет результатом создания нравственного человека. Нравственный человек будет создан не в результате воспитания или перевоспитания, а в результате создания нового совершенного генома. Гармоничный во всех отношениях новый человек явит миру гармоничное во всех отношениях общество. Нравственность современного человека постоянно подвергается ударам не только из-за дефектов современного общества, она постоянно находится под грузом генетического груза, доставшегося Homo sapiens от его эволюционных предков. Освободившись в ходе эволюции от шерсти и хвоста, человек вовсе не освободился от всего того генетического груза, который своим неподъёмным весом давит на его поведение и психику. Отсюда проистекает всё то множество социальных и внутренних конфликтов, когда нравственные устои общества и нравственность самого человека говорит одно, а его тёмное генетическое «Alter ego» всё-таки заставляет поступать вопреки нравственным принципам.

Убрать зловещий генетический груз, вырезать «звериные гены», очистить человека от его тёмной стороны — вот задача, решение которой потенциально стало доступно благодаря успехам биотехнологии. Не насиловать несчастного Homo sapiens, не разрывать его между звериным прошлым и человечным будущим, а преобразовать его геном — убрать звериное и дать человечное. Homo sapiens уйдёт в прошлое, даст начало новому человеку — Человеку биотехнологическому.

Многие социальные и нравственные проблемы будут решены — человечество откроет для себя новую эру — эру Биотехносферы (Biotechnosphere). Эта эра ознаменует приход настоящей гармонии, как в обществе, так и в самом человеке. Отпадёт, например, какая-либо необходимость в вооружениях и охране — то, что даже невозможно представить себе в современном обществе. Не будет необходимости ни в ядерном, ни в обычном оружии — высвободится колоссальный интеллектуальный потенциал человечества, съедаемый в настоящее время ВПК. Решатся множество «неразрешимых» экономических и экологических проблем человечества. Станет ненужным целая «индустрия зла», высасывающая из человечества и из природы их ценнейшие ресурсы. Но для того, чтобы всё это произошло именно таким образом, развитие биотехнологии должно контролироваться совершенно особо. Здесь становятся недопустимы никакие ошибки — исправить их окажется весьма сложно, а, в некоторых случаях, и вообще невозможно. Особое значение приобретает не просто «ответственность учёных», а то, в чьих руках будут новые возможности, открываемые развитием биотехнологии, в тот самый переходный период, когда общество ещё далеко не гармонично и ещё далеко не нравственно.

Биотехнология вообще становится тем барьером, через который человечество в своей эволюции либо сможет перейти, либо не сможет. В случае неуспеха человечество рискует впасть в мрачнейший этап своего развития или вообще погибнуть в результате какой-либо глобальной катастрофы. Ужасы Средневековья могут оказаться вполне невинными по сравнению с теми биологическими, человеческими и социальными катаклизмами, которые могут быть созданы в результате биотехнологических ошибок.

Парадокс технологий вообще состоит в том, что они, с одной стороны, предоставляют самые благоприятные перспективы результатов их применения (повышение производительности труда, излечение болезней, повышение качества жизни и т.п.), а с другой стороны они же предоставляют возможность реализации самых зловещих планов и фантазий. Порох и динамит — для развлечений и для строительства, но также и для ведения войны и террора, химические и ядерные технологии — для создания лекарств и получения энергии, но также и для создания ядов и ядерных вооружений… Всё в мире технологий оказывается двояко, все технологии могут быть реализованы двумя путями — во благо или во зло. В этом плане нельзя приписывать самим технологиям положительный или отрицательный знак. Все они изначально амбивалентны, все они несут в себе и положительный, и отрицательный потенциал. И только сам человек выбирает то, какой именно из этих потенциалов будет реализован. Критикам биотехнологии, как и критикам научно-технологического прогресса вообще, следует совершенно отчётливо знать и понимать эту аксиому. Наука и технологии сами по себе не могут быть «против человека» или «против общества». Только сам человек и только само общество используют науку и технологии против самих себя.

БИОТЕХНОЛОГИИ ИЛИ «СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ».

Современный научно-технологический прогресс делает необходимым всеобщее осознание того факта, что дальнейшие успехи в технологическом развитии человечества могут осуществляться только при условии создания нравственного общества. Технологические силы человека оказываются столь велики, что, попади они в нечистые руки, возможны становятся уже не просто крупные локальные, а даже и глобальные катастрофы. Биотехнология в этом плане даёт исключительно яркие примеры — даже отдельный безнравственный человек, владеющий новейшими биотехнологическими методами, потенциально может вызвать глобальную биокатастрофу.

Парадокс биотехнологии состоит в том, что именно её развитие может привести к созданию гармоничного нравственного общества, но для дальнейшего безопасного развития биотехнологии уже требуется наличие такого общества. Как в принципе разрешить эту проблему, как выйти из «биотехнологической ловушки»? Решение этой проблемы должно быть найдено, причём должно быть найдено незамедлительно. Научно-технологический прогресс практически нельзя искусственно замедлить в глобальном масштабе. Следовательно, необходимо искать быстрые и эффективные средства для ускорения нравственного прогресса общества. Без этого человечество может зайти в такой тупик, из которого выйти будет весьма проблематично.
Нравственный прогресс в обществе на современном этапе его развития может и должен быть достигнут посредством специальных «социальных технологий». Современные успехи в их развитии, а, тем более, в их практическом применении крайне незначительны. Однако это вовсе не говорит об их неэффективности вообще, а свидетельствует о том, что в современном обществе специальным «социальным технологиям» уделяют крайне мало внимания. Проблемы экономики, например, в современном обществе изучаются, обсуждаются и решаются колоссальным количеством людей с применением колоссального количества ресурсов. Проблемы же так называемой «социалки» регулярно оставляют на самом последнем месте, а финансируют — неизменно по «остаточному принципу». Теоретические основы специальных «социальных технологий» разрабатываются и развиваются также совершенно недостаточно.

«Социальные технологии» должны стать в фокусе внимания современных исследователей. Проблемы этой сферы особенно важны именно в современном обществе, когда «человеческий фактор» не только в значительной мере служит лимитирующим во многих направлениях развития, но всё чаще фигурирует в качестве причины аварий и катастроф. Именно «человеческий фактор» вышел на ведущие места в числе причин аварий в самых высокотехнологичных областях.

Одним из примеров развития «социальных технологий» является общеизвестная «социальная реклама». Но даже нет необходимости специально иллюстрировать то, сколько места занимает «социальная реклама» во всём рекламном пространстве, практически полностью заполненным только коммерческой рекламой товаров и услуг. А ведь именно «социальная реклама» могла бы внести существенный вклад в достижение многих социально значимых целей, в значительной мере решить многие социальные проблемы…

Это также является ярким примером того, сколько внимания современное общество уделяет коммерческим проектам, а сколько — проектам социальным. До тех пор, пока во главу угла постоянно будет ставиться получение прибыли, говорить о существенном прогрессе в области нравственности не придётся. Само «извлечение прибыли» должно быть поставлено на соответствующее место в ряду общественных приоритетов. Если главным приоритетом будет «повышение нравственности», то и общество постепенно будет становиться более нравственным. Если главным приоритетом будет оставаться «извлечение прибыли», то и успехи в деле построения нравственного общества будут весьма невелики. Вопрос здесь совершенно отчётливо должен быть именно в приоритетах, а не в искусственном противопоставлении этих категорий, чем обычно грешат многие радикалы.

Отрицание материальной стороны жизни общества столь же близоруко, сколь отрицание его духовной стороны. Выйти из этого антагонистического противопоставления, гармонизировать требования экономики и нравственные принципы возможно только на пути поиска «золотой середины». Не антагонизм, не эклектика, а настоящая диалектика может позволить достигнуть в этом отношении настоящей гармонии. Традиционные ценности, либеральные идеи, советское и постсоветское воспитание — вот та сложнейшая смесь, которая существует в современном российском обществе. Тем не менее, следует надеяться, что вся эта смесь станет той богатой палитрой красок, из которых российское общество сможет создать картину социальной жизни, достойной мирового образца. И всё это будет возможно только в том случае, если общественный интеллект сможет достичь в российском социуме подобающего ему положения.

Отзывы и предложения можно направлять по адресу: sergeisvetlov@rambler.ru

 

Все материалы:

Ю. Л. Дюбенок, Предисловие.
Ю. Л. Дюбенок, Обоснование конференций «Построение человечного общества». Идеология
Ю. Л. Дюбенок, Мышление
Ю. Л. Дюбенок, Деньги
Ю. Л. Дюбенок, Обоснование конференций «Построение человечного общества». По поводу логики
Берест А. В., Человечная идеология (мировоззрение), стратегия
Гуманизм: универсальные основы миропонимания
Войтов А.Г., Нравственность и философия (ч.1)
В.В. Волосов, Перевернутый мир (глава из книги «Диктатор»)
Формула развития
Д. Георгис, Основания зеленой идеологии
Громыко Т. М., Нравственная катастрофа (по книге Светланы Гаража «Да! Ностальгия!», Киев, 2004)
Громыко Т. М., Расчеловечивание человечества
Валерий Задерей, Сценарий 2000 (четыре года спустя)
Воронов Г.А., Нравственность и эволющия сообществ
Коноплев Н. С., Жизненные основы отеизма ( об учении о всеединстве В. Д. Бакланова)
А. Д. Королёв, Нравственно-духовные ресурсы цивилизации
Малиновский Л.Г., Научная рациональность как идентификация знаний об организации и управлении в обществе
Ю. Н. Миронов, Праведное воспитание подрастающего поколения - долгосрочная стратегия России.
Наталия Мумладзе, О построении человеческого общества
Пивоваров Ю.Л., Краткое введение в проблему об особенностях социогенеза
Д. В. Реут, Постнеклассическая идеология Транс-Глобализации
Самарин А. Н., Упадок элиты и деградация России
А. Н. Самарин, За возрождение отечественной науки
В. А. Сацевич, Духовные истоки жизнеутверждающей славянской культуры
А.Селиванов, Сущность жизни человеческой
В. Тимошин., Двухсферная экономика
Чернышёв А.К., Быть или не быть России
А. С. Шутов, Гуманистическая альтернатива России в 21 веке




Дополнительно




© Юрий Дюбенок, 1979 — 2006, Свободный философ dubenok@rambler.ru
 

Используются технологии uCoz