Свободный Философ

Вернуться к общему списку статей / Общественная Организация «Нравственное Духовное Объединение „Созидание“»

 

Построение человечного (нравственного) общества

Материалы ІV научно-практической конференции (16 - 17 апреля 2004 года, г. Иркутск, 1-2 июня, Москва, МГУ)







 

Увеличить

Увеличить

Увеличить

 

<< Предыдущая статья

 

Следующая статья>>




ЖИЗНЕННЫЕ ОСНОВЫ ОТЕИЗМА
( об учении о всеединстве В. Д. Бакланова)

Коноплев Н. С., проф. ИГУ, д.ф.н., Иркутск

Неясно, как развернется отеизм, однако поиски предпосылок его становления помогут разглядеть перспективы нашей духовности. Она же — мы убеждены — обернется толерантностью. Сможет ли отеизм занять свое место в беспрецедентном, связанным с расширением внутреннего зрения человечества, обновлении складывающейся новой реальности — ноосферы — покажет не столь отдаленное будущее. Соотнося отеизм с тем, что он в силах предложить человечеству для ее реализации, попытаемся вскрыть его генезис. Как известно, изначальное — мифо-отношенческое — самовыражение социума (индивидуальность здесь еще отсутствует) воплощалось универсальной антропоморфизацией. При этом последняя скреплялась всеобщим детерминизмом и однозначно затверждаемой логикой жизни. Это было необходимо для того, чтобы придать рассматриваемой уподобленности (благодаря которой осуществлялось намеренное, методичное высвобождение все более гармонизирующейся части среды — так называемого Космоса — из темных недр Хаоса) мира человеку характер вселенской целесообразности. Указанные детерминизм и логика (вне действия которых реальная действительность — «аннигилирует», что было очевидно уже первобытным людям) утверждали ее как норму ценностного регулирования складывающейся культурной сферы феноменом все более заявляющей о себе гендерно репрезентируемой общечеловечности. Итак, наши «незримые» предки окультуривали Ойкумену за счет совершенствующегося бытообустройства, где особое значение обретали: выдерживание — вот она: действенная общечеловечность! — паритета между полами (при тогдашней ведущей роли — соответствуя биоданности — носительниц традиций: женщин), четко регулируемая преемственность поколений. На этом — пока внецивилизационном (а стало быть собственно культурном, т.е. обеспечиваемом главным образом нарабатываемыми традициями) — уровне деятельности дообщественного (поскольку общество складывается с наступлением цивилизации — выразителя упрямого прогресса с превалированием в нем мужских стандартов) социума рассматриваемый нами антропоморфизм (вместе с обусловленной им причудливой картиной первобытной общности) как условие подведения общинного человека к боящемуся быть застигнутым Хаосом устрояемому гармонией Космосу становится подтверждением того единства, на котором воздвигается здание порывающей с мифом собственно личностно претворяемой духовности. Держать формирующуюся духовность ореолом ее коллективной претворенности, не позволить массовой индивидуализации социума зачеркнуть поколениями скапливаемую память — спрессованную информацию — вот призвание отеизма, и в этом — жизненные его корни. Да, название сложного духовного процесса — «отеизм» (сие «словечко» предложено В. Д. Баклановым — пронзенным юродивостью старцем) — пришло к нам недавно, однако оно метко, а стало быть категориально, воспроизводит стремление нашего современника постичь рацио-вероисповедную приобщенность к той высшей сфере человеческой жизнедеятельности, которая выше представлена Ноосферой (т.е. «предельной» на сегодняшний день формой движения материи), которая складывается — под влиянием интенсифицирующегося единения людей — «Горним Миром», материализуемым расширяющейся антропологизацией социума. Это ведет к тому, что «фактор человеческой телесности» становится преобладающим в развертывании — по В. И. Вернадскому (1863–1945) — новой геологической эры. Суть же ее в том, что космоскладывающееся человечество сможет удержаться на поверхности жизни, стимулируемое «внутренними скрепами» — богатством тех интенций, в границах которых оказываются цельно увязанными основные слагаемые «телесной самодостаточности» (под нею мы понимаем синтетически «прокручиваемое» единство телесного и духовного в человеке) и ноосферной запечатленности Космоса. В этой связи теоретико-познавательная составляющая человеческой духовности существенно меняется. Мы уже говорили о том, что в условиях ноосферной разверстки вера и разум как воплощение человеческой духовности теснее ею увязываемы, и это позволяет ей не просто познавать мир, но постигать его «движениями души» («душа» здесь не содержит «мистической иррациональности» и являет собою «образ» «спаянного единения» потребностного поля индивида и нарабатываемого им «ноосферного пространства»). При этом отеизм, сопрягаемый нами с интуитивно-пророческим настроем его содержания — ввиду того, что, как мы видели, причастность к постижению (а не просто к познанию) как провидению, «обуреваемая» новым, отмеченным нами, «антропологическим раскладом», — важная его черта: она позволяет выверять «одномерный повседнев» «миром не от мира сего».

 

Все материалы:

Ю. Л. Дюбенок, Предисловие.
Ю. Л. Дюбенок, Обоснование конференций «Построение человечного общества». Идеология
Ю. Л. Дюбенок, Мышление
Ю. Л. Дюбенок, Деньги
Ю. Л. Дюбенок, Обоснование конференций «Построение человечного общества». По поводу логики
Берест А. В., Человечная идеология (мировоззрение), стратегия
Гуманизм: универсальные основы миропонимания
Войтов А.Г., Нравственность и философия (ч.1)
В.В. Волосов, Перевернутый мир (глава из книги «Диктатор»)
Формула развития
Д. Георгис, Основания зеленой идеологии
Громыко Т. М., Нравственная катастрофа (по книге Светланы Гаража «Да! Ностальгия!», Киев, 2004)
Громыко Т. М., Расчеловечивание человечества
Валерий Задерей, Сценарий 2000 (четыре года спустя)
Воронов Г.А., Нравственность и эволющия сообществ
А. Д. Королёв, Нравственно-духовные ресурсы цивилизации
Малиновский Л.Г., Научная рациональность как идентификация знаний об организации и управлении в обществе
Ю. Н. Миронов, Праведное воспитание подрастающего поколения - долгосрочная стратегия России.
Наталия Мумладзе, О построении человеческого общества
Пивоваров Ю.Л., Краткое введение в проблему об особенностях социогенеза
Д. В. Реут, Постнеклассическая идеология Транс-Глобализации
Самарин А. Н., Упадок элиты и деградация России
А. Н. Самарин, За возрождение отечественной науки
В. А. Сацевич, Духовные истоки жизнеутверждающей славянской культуры
С. В. Светлов, Проблемы совершенствования человечества. Развитие биотехнологии или повышение нравственности
А.Селиванов, Сущность жизни человеческой
В. Тимошин., Двухсферная экономика
Чернышёв А.К., Быть или не быть России
А. С. Шутов, Гуманистическая альтернатива России в 21 веке




Дополнительно




© Юрий Дюбенок, 1979 — 2006, Свободный философ dubenok@rambler.ru
 

Используются технологии uCoz