Свободный Философ

Вернуться к общему списку статей / Общественная Организация «Нравственное Духовное Объединение „Созидание“»

 

Построение человечного (нравственного) общества

Материалы ІV научно-практической конференции (16 - 17 апреля 2004 года, г. Иркутск, 1-2 июня, Москва, МГУ)







 

Увеличить

Увеличить

Увеличить

 

<< Предыдущая статья

 

Следующая статья>>




СУЩНОСТЬ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ
А.Селиванов, Киров

«Чувство гуманности оскорбляется, когда люди не уважают в других человеческого достоинства, и еще более оскорбляется и страдает, когда человек в себе не уважает собственного достоинства». В. Г. Белинский И это чувство во все времена подвергалось испытаниям, ос¬корблениям и унижениям. Но как с ним обращаются те, от кого зависит возвысить его или унизить? В одних случаях это обезличивание и обращение не к разуму отдельных личностей, а к безликой массе, сознанием которой мож¬но как угодно манипулировать. В других — мнение народа совсем не принимается во внимание, и общественные вопросы, касаю¬щиеся каждого, проталкиваются волевым решением. Но в начавшемся XXI веке гуманизм все более становится первостепенной проблемой, решение которой не может далее быть отложено. Человек должен обрести истинное место в окру¬жающем мире, а это означает, что права любого гражданина долж¬ны безусловно уважаться. Но личность нельзя уважать просто так, а только по ее досто¬инствам или антидостоинствам. Об особенностях личности, об ответственности ее перед собой и перед обществом, о самооцен¬ке и оценке общества, о жизни и ее смысле пойдет далее речь. После этого краткого вступления обратимся к сути повествова¬ния, т.е. к человеку. К отдельному человеку, который в обществе может существовать не иначе как личность и уже вследствие это¬го достоин нашего внимания, т.к. отличается от всех прочих ныне живущих или когда-то живших на Земле, или тех. Кому еще предстоит на ней жить. В интересующем нас аспекте человек отличается богатством или, наоборот, скудностью индивидуального духовного мира, ко¬торый понимается прежде всего как интеллектуальная деятель¬ность человека, посредством которой человек выделяется из жи¬вотного мира. Заметим, однако,’ что нет никакого резона полностью отрицать наличие интеллекта у животных. Но мы проложили пропасть меж¬ду интеллектом человека и животного и будем пребывать в неве¬дении, покуда человек не научится улавливать мысли животных или покуда животные не будут выпускать свою газету или не на¬чнут трансляции своих передач по какому-либо каналу телевиде¬ния. Но покуда только человек достиг такого уровня, что может пре¬творять свои мысли в жизнь. Все, что создано человеком, все без исключения, проходит прежде всего через его голову, проходит как духовное производство. Дмитрий Балашов отметил это обстоятельство замечательно точно: «В духе живем, и ничто не сотворяется без напряжения ду¬ховного». И как великолепный знаток истории предрекал заранее: «Не дай, Боже, земле моей устать и ослабнуть духовно». Устали. Ослабли. Общественные науки последних лет мало добавили в развитие социальной теории, а потому произошло то, что должно было произойти, — застой и гниение, перешедшие в условиях дикого рынка во всеобщее духовное оскудение. А пото¬му наше возрождение произойдет не ранее, чем возродится ду¬ховный мир русского народа, не ранее, чем каждый гражданин России как индивидуальность и личность обретет права, необхо¬димые для действительно человеческого общества. Здесь имеет¬ся в виду, конечно, гуманное общество, а коли так, то каждый индивид должен рассматриваться обществом как неповторимая личность И что интересно: каждый человек в той или иной степени эту сущность сознает. «Я нашел, что самый интересный человек сре¬ди моих знакомых — я сам», — это Кьеркегор. Руссо в своей «Испове¬ди» еще более категоричен: «Я хочу показать своим собратьям одного человека во всей правде его природы — и этим человеком буду я. Я один… Я создан иначе, чем кто-либо, я не похож ни на кого на свете». Совершенно в том же ключе звучат рассуждения Монтеня о самом себе на первой странице его «Опытов». И у Л. Н. Толстого в его величественной эпопее «Война и мир». И еще… И еще… И, наконец, помните у Лермонтова: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не по¬лезнее истории целого народа». Из всех этих изречений явствует одно: познание индивиду¬ального мира в той же степени полезно и необходимо, как по¬лезно и необходимо знание всемирной истории. Но не будь нашего мира — не было бы его истории, и не было б его истории, если бы наш мир погиб до того, как его история была написана. Но точно так же можно сказать о мире индивидуальном, ибо если этот индивидуальный мир гибнет, исчезает таким образом, что от него не остается никаких следов, тогда действительно его существование было бессмысленным, а следовательно, смысл жизни заключается в том самом индивидуальном, особенном, неповторимом содержании, которое каждый из живущих вносит в окружающий его мир, делая этот мир в той или иной степени более разнообразным, расцвеченным, универсальным. Понятно поэтому стремление людей стать известными, и в наиболее выигрышном положении оказываются личности, ос¬тавившие свой след в истории: цари, полководцы, политики, писатели, ученые, зодчие, артисты, спортсмены… но и мрако¬бесы, шарлатаны, изуверы, преступники — иначе говоря, те, имя которых осталось зафиксированным в памяти человечества, и пример Герострата в этом отношении более чем показателен. «Народы ставят памятники немногим, большинство кладби¬щенских сооружений — памятники самим себе, и в этом стрем¬лении хоть как-то себя увековечить чувствуется панический страх. Страх бесследно исчезнуть с лица земли и не остаться в памяти живых»,- А. Крон, «Бессоница». Но и люди, занимающие в обществе положение незначитель¬ное, не являются в отношении забвения совсем безнадежными — до такой степени, чтобы от них осталось только «тире между двумя датами». Они остаются в памяти окружающих, прежде всего родственников, и их достоинства тем значительнее, чем дольше о них остается память. И только истинно гуманное об¬щество в состоянии увековечить память о каждом из живущих или покинувших этот мир. И, как уже было отмечено ранее, память может быть двоя¬кой. И вот одни возводят величественные дворцы, а другие сжи¬гают их; одни создают величайшие научные теории, а другие всю жизнь пытаются их опровергнуть или опорочить; одни да¬рят человечеству ядерную энергию, другие сооружают атомные бомбы и сбрасывают их на беззащитные города. Природа настолько изобретательна, что создает людей на все случаи жизни. Так, ежели где появится потребность в пос леднем негодяе — и он тут же будет найден. А вот когда нужен гений, то реализовать себя в нашем насквозь несовершенном мире ему гораздо труднее, так что кажется, будто гении не так часто являются в наш мир, чтобы осчастливить неразумное че¬ловечество. И если мы возьмем за этакий условный эталон людей, назы¬ваемых нормальными, в качестве отправной точки, в итоге получим геометри¬чески бесконечную прямую линию, на которой каждый индивид может найти себе место сообразно размерам и направленности своих дарований. гении таланты способные нормальные негодяи шарлатаны преступники : Такая градация возмож¬на, если не опускаться до расхожего мнения, что мо¬жет быть талантливый или даже гениальный преступ¬ник. Но преступник, как его ни назови, всегда останет¬ся в среде преступников, а устремления гения всегда прямо противоположны преступным. И если человек много¬гранен, т.к. может посту¬пать и достойно, и дурно, то диалектически точка тоже смещается, но тем не менее всегда выражает в совокупности индивиду¬ально-сокровенную суть. Ясно, что в таком слу¬чае надо опасаться появ¬ления «даровитых» личнос¬тей снизу от точки отсчета, т.к. само их появление таит угрозу обществу. Иными словами, их смысл жизни в том, чтобы обессмы¬сливать жизнь людей до¬стойных, и общество ни в коем случае не должно создавать условий для реализации преступных наклонностей. Из этого положения, в свою очередь, следует важнейший для истинного гуманизма вывод — что истинный гуманизм и частно¬собственническое общество несовместимы, что движение даже от самой первой стадии обобществленного производства к са¬мой высшей стадии цивилизованного рынка есть движение по¬пятное, антицивилизованное и антигуманное, низводящее зем¬ного гражданина до уровня рабочего скота, которого всемирные хозяева по своему усмотрению могут запрячь в ярмо, продать или послать на бойню, затеяв какую-нибудь военную авантюру. При этом, естественно, население ставится в такие экономичес¬кие условия, что обнаруживается немало желающих продать свое человеческое достоинство за теплый хлев и сытную жвачку. А потому, основываясь на положении, что человек есть целый уни¬кальный мир, неповторимое творение природы, отношение к нему со стороны общества должно быть как к шедевру, как к высшей общественно-исторической ценности. Но ценность здесь имеет внеэкономическое значение, т.к. в качестве шедевра, в каче¬стве неповторимого творения природы человек бесценен. Бесце¬нен не потому, что цена его баснословно высока, а потому, что, как и шедевры мирового искусства, человека нельзя купить и нельзя про¬дать. Попросту говоря, он не является товаром. Такое исключение человека из сферы товарного обращения становится возможным сразу после поворота общества к социа¬лизму (хотя сталинские репрессии показывают, как непрост этот путь), тогда как в самых цивилизованных рыночных демократиях (и даже преимущественно в них) всеобщность товара доведена до крайних пределов, продается и покупается все: от служебного положения, красоты и таланта до выброшенных на рынок чело¬веческих почек и сердец. И если признано, что гибель одного человека — это трагедия, что возможно только в мирное время, а гибель тысяч и миллио¬нов людей — статистика, что характерно для войны, то гуманным может быть только общество, где могут встречаться только тра¬гедии и никогда никакой статистики, общество, где война исклю¬чается как средство решения конфликтов и противоречий, где нет внутренних антагонизмов, где не может иметь места поляриза¬ция нищеты и богатства. Богатство… Говоря о богатстве, сразу наталкиваемся на во¬прос о соотношении духовного и материального богатства. Мо¬жет ли материальное богатство быть смыслом жизни? И могут ли миллионеры и миллиардеры считаться личностями, которым че¬ловечество должно ставить памятники? Индивидуальное богатство существует в нашем подлунном мире только в виде частной собственности, либо в криминально-воровском варианте. На тысячах примеров, особенно характер¬ных для сегодняшней России, можно показать, что природа мате¬риального накопительства такова, что как только оно становится целью жизни, происходит сдвиг личности от нормального чело¬века вниз по оси со всеми вытекающими отсюда последствиями. Конечно, деньги сами по себе еще не характеризуют их владель¬ца как чуждую и опасную для общества силу. Весь вопрос в том, на что деньги потрачены. Мы знаем Третьякова и Станиславско¬го не как миллионеров, тративших миллионы на зарубежные про¬гулки или отдых на виллах Лазурного берега, а как одних из луч¬ших людей России, отдавших свое достояние на духовное богат¬ство русского народа. И здесь ничего нельзя ни отнять, ни прибавить. Кстати, духовность — одна из самых ярких черт русского характера, как деловитость у американца, вежливость у японца, галантность у француза… И поэтому только в России могли появиться такие духовно чистейшие и благороднейшие личности, какими были де¬кабристы. Только в России один из духовно лучших героев и рус¬ской, и мировой литературы, Андрей Болконский, может выра¬зить самую суть духовных отношений между людьми: «Надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтобы не жили они так, как эта девочка, независимо от моей жизни, чтобы на всех она отражалась и чтобы все жили со мною вместе». И убить духовность русского народа, как уже не раз пытались и пытаются поныне, — не зна¬чит ли это безмерно обеднить духовно все че¬ловечество? Как уже безмерно обеднили себя, уничтожив цивилизации шумеров, ацтеков, майя. И вот тут самое время вернуться к всемир¬ной истории. Для начала представим себе такую вполне реальную картину. Если когда-либо инопланетяне найдут «на пыльных тропинках далеких планет» фотогра¬фию, вложенную в записную книжку земного космонавта, и сумеют прочитать записи, то по¬лучат какое-то представление о земном чело¬вечестве. Чтобы иметь наиболее полное пред¬ставление, им нужно познакомиться со множе¬ством представителей планеты Земля, либо по крайней мере ознакомиться с проявлениями человеческой деятельности на Земле. А если инопланетные гуманоиды не найдут ни следов деятельности, ни фотографии, ни записной книжки? Тогда с полным основанием можно говорить, что смысл жизни человечества не отличает¬ся от смысла жизни отдельного человека, и если земная цивилизация погибнет, не ос¬тавив после себя абсолютно ничего, то су¬ществование человечества было бессмыс¬ленным. Уже прямо сейчас крайне необходимо уси¬ленно развивать все возможные виды косми¬ческой связи. А мы с учетом экономических изменений, рукотворных катастроф, региональных и прочих войн, СПИДа, наркомании, разгула преступле¬ний очень приблизились к гибельному рубежу -настолько, что одичавшее население отравлен¬ной планеты из фильма «Через тернии — к звез¬дам» есть наше собственное логическое завер¬шение, тем более вероятное, что рыночные от¬ношения в их нынешнем виде как нельзя лучше способствуют и одичанию, и отравлению. В работах многих ученых, в частности, замечательного ученого XX века В. И. Вернадского, отчетливо просматривается мысль о воз¬можности перехода от человекоподобной стадии к богоподобной — у нас же происходит переход от человекоподобной стадии к скотопо¬добной, что особенно заметно по упадку духовной культуры и возобладанию в общении между людьми пошлости, грубости и жесто¬кости. Надо отметить, что такое бездумное копирование стереоти¬па «жизни по-американски» дорого обходится России, да и не только одной России. Особенно опасно усиленно насаждаемое мнение не только о допустимости, но и о необходимости и естественности войн. «Война есть естественное состояние людей, вне зависимости от того, в каком мире они живут», — изрекает герой Э.Бэрроуза («Веч¬ный дикарь»). И верхом преступного безрассудства будет перенесение войн в космическое пространство, о чем говорит постоянное обращение в западной литературе, да уже и политике к теме «звездных войн». Начиная с «Войны миров» Г.Уэллса и до последнего времени навяз¬чиво смакуется тема нашествий из космоса, войн в космосе, коло¬низации планет. Таким образом, по замыслам единственной сверхдержавы на¬чала XXI века, выход человека в космос уже заранее предполагает не знакомство и партнерство с внеземными цивилизациями, а по¬рабощение и уничтожение их, а значит, преступление против жизни приобретает воистину космические масштабы. В заключение надо отметить, что эта работа есть предупрежде¬ние тому бессмысленному иррациональному мировоззрению, ко¬торое пытается обосноваться совместно с всемирным воцарением рынка. Позволить изменять мир по законам этого мировоззрения в нужную для них сторону личностям из области отрицательных ве¬личин никак нельзя. Нельзя — даже если им очень хочется. Весь мир находится ныне на пороге выбора. «Люди, будьте бдительны». Поворот к «царству гуманизма», естественно, возможен мир¬ным путем. Но есть два естественных пути развития — эволюционный и ре¬волюционный. Эволюционный, то есть путь реформ, предпочтитель¬нее, т.к. позволяет избежать безусловных потрясений и крайних жестокостей социальной борьбы. Но если реформы не достигают цели, противоречивы, лживы или даже превращаются в антиреформы — тогда для разрешения социальных противоречий не остается иного пути, как револю¬ционный. Но это уже целиком на совести нерадивых, бездарных и пре¬ступных правительств. А.СЕЛИВАНОВ. P.S. от редактора. Эта интересная и спорная статья, наде¬юсь, вызовет размышления читателя. Ведь не хлебом единым жив человек. Например, настолько ли антагонистичны гуманизм и рынок, духовность и частная собственность? Хотелось бы раздумий над проблемой «Человек как личность и гуманизм как новая идеология, политика и общественный строй», и находок в виде различных экономических, социальных, поли¬тических, правовых и культурных связей между человеком и гу¬манизмом, имеющихся и возможных, потенциальных и сущностных, в России и в мире. Насколько же гуманизм стал мерой раз¬вития? И каковы пути-дороги, идущие и ведущие человека к гу¬манизму? При нынешнем усилении терроризма и борьбы с ним. Эти вопросы более чем актуальны.

 

Все материалы:

Ю. Л. Дюбенок, Предисловие.
Ю. Л. Дюбенок, Обоснование конференций «Построение человечного общества». Идеология
Ю. Л. Дюбенок, Мышление
Ю. Л. Дюбенок, Деньги
Ю. Л. Дюбенок, Обоснование конференций «Построение человечного общества». По поводу логики
Берест А. В., Человечная идеология (мировоззрение), стратегия
Гуманизм: универсальные основы миропонимания
Войтов А.Г., Нравственность и философия (ч.1)
В.В. Волосов, Перевернутый мир (глава из книги «Диктатор»)
Формула развития
Д. Георгис, Основания зеленой идеологии
Громыко Т. М., Нравственная катастрофа (по книге Светланы Гаража «Да! Ностальгия!», Киев, 2004)
Громыко Т. М., Расчеловечивание человечества
Валерий Задерей, Сценарий 2000 (четыре года спустя)
Воронов Г.А., Нравственность и эволющия сообществ
Коноплев Н. С., Жизненные основы отеизма ( об учении о всеединстве В. Д. Бакланова)
А. Д. Королёв, Нравственно-духовные ресурсы цивилизации
Малиновский Л.Г., Научная рациональность как идентификация знаний об организации и управлении в обществе
Ю. Н. Миронов, Праведное воспитание подрастающего поколения - долгосрочная стратегия России.
Наталия Мумладзе, О построении человеческого общества
Пивоваров Ю.Л., Краткое введение в проблему об особенностях социогенеза
Д. В. Реут, Постнеклассическая идеология Транс-Глобализации
Самарин А. Н., Упадок элиты и деградация России
А. Н. Самарин, За возрождение отечественной науки
В. А. Сацевич, Духовные истоки жизнеутверждающей славянской культуры
С. В. Светлов, Проблемы совершенствования человечества. Развитие биотехнологии или повышение нравственности
В. Тимошин., Двухсферная экономика
Чернышёв А.К., Быть или не быть России
А. С. Шутов, Гуманистическая альтернатива России в 21 веке




Дополнительно




© Юрий Дюбенок, 1979 — 2006, Свободный философ dubenok@rambler.ru
 

Используются технологии uCoz