Свободный Философ

Вернуться к общему списку статей / Общественная Организация «Нравственное Духовное Объединение „Созидание“»

 

Построение человечного (нравственного) общества

Материалы ІV научно-практической конференции (16 - 17 апреля 2004 года, г. Иркутск, 1-2 июня, Москва, МГУ)







 

Увеличить

Увеличить

Увеличить

 

<< Предыдущая статья

 

Следующая статья>>




Постнеклассическая идеология ТРАНС-ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Д. В. Реут, к.т.н.

Введение

Если бы в современном философском и научном горизонте существовала возможность построения жизнеспособной идеологии для России применительно к текущей ситуации, мы бы уже были свидетелями ее построения и объектами воздействия. Поскольку этого не происходит, идеологам, возможно, целесообразно расширить область поиска, приняв постнеклассическую картину мира, включающую внешний мир человека и его внутренний мир (схема: субъект + посредник + объект) [1]. Россия ИДЕТ ВНИЗ в рейтинговых списках стран третьего мира. В ускоряющемся процессе мировой глобализации страна играет пассивную роль потенциального сырьевого придатка. Процесс глобализации не имеет приемлемой для России и всего третьего мира асимптотики. Деление мира на «золотой миллиард» и безнадежных аутсайдеров прогресса ужесточается. Это происходит потому, что в геополитическом плане мир стал однополярным. Мировая сверхдержава (США) в альянсе с основными распорядителями финансового капитала внедряет в общественное сознание идеологию глобализации и осуществляет соответствующую стратегию. Идеология глобализации [2–4] построена в опоре на классическую, в отдельных аспектах — на неклассическую картину мира. Ее давление индуцирует у наследников СССР стремление возврата к славному прошлому, не имеющие достаточного ресурсного обеспечения. Ценности прошлого в глазах ныне здравствующего поколения дискредитированы. Существует также группа российских идеологов, игнорирующих основной процесс современности — процесс глобализации, и предлагающих решения, спроектированные для гипотетических условий идеологического вакуума в отдельно взятой стране. Явной утопией также выглядят надежды на существенные изменения политики государства. В сложившейся исторической и геополитической ситуации на внедряемую из единственного мирового полюса силы идеологию глобализации возможен только асимметричный ответ. Он строится в постнеклассической картине мира и разворачивается на многоуровневом плацдарме, впервые включающем не только государства и транснациональные финансово-промышленные группировки, но и «low-end» субъекты: общественные объединения и, главное, отдельную личность. Опорное содержание и сущность предлагаемой идеологии 1. Что такое идеология Функционально идеология есть своего рода «ДНК» конкретного типа социальной реальности, т.е. динамическая зародышевая структура, способная к саморазворачиванию с одновременным упорядочиванием социума в соответствии с провозглашаемой системой ценностей. Состоявшаяся идеология есть «становой хребет», системообразующий фактор социальной реальности. Элементами идеологии в различном сочетании служат: I. мыследеятельностные образования (диспозитивы, языки), II. частные языковые образования (лозунги, тексты, дискурсы), III. образы и системы образов (зрительные, музыкальные, кинетические и т.д.), IV. социокультурные институты, причем их совокупный объем и организация взаимных связей должны быть достаточны, чтобы в контексте текущего состояния культуры (отражаемого в общественном сознании) сформировать и поддерживать в социуме упомянутую самовоспроизводящуюся упорядоченность. В терминах постнеклассической картины мира идеология является одним из мифов, причем таким, который, в силу своей привлекательности, способен группировать вокруг себя и упорядочивать другие мифы, из коих состоит культура (подобно тому, как вещество состоит из атомов [5–7]). Под мифом понимается устойчивая самовоспроизводящаяся система в пространстве, включающем внутренний мир (индивидуальное сознание и личностное бессознатенльное) и внешний мир человека. Миф является формой организации опыта взаимного употребления человека и социума, той «клеткой», проекции которых в их множестве воспринимаются нами как длительно существующие феномены социума. Главным отличием мифа от прочих системных сущностей введенного указанным образом интегрального мира является замкнутость траектории гетероморфного мифообразующего процесса. Процесс, протекающий в сознании индивида, вызывает процесс (иной природы), протекающий во внешнем мире (действие данного индивида в социуме). Взаимодействие с социумом вызывает в свою очередь процесс в подсознании этого же индивида (снова — иной природы), который поддерживает исходный процесс в сознании. Цепочка, таким образом, замыкается и существует неограниченное время. Перечисленные элементы идеологии (I-IV) формируют и поддерживают замкнутую траекторию процесса существования мифа данной конкретной идеологии в пространстве интегрального мира. Если какой-либо из обеспечивающих элементов классов (I-IV) выпадает (разрушается, устаревает), то в силу инерционности мифа он восстанавливается либо восполняется деятельностью приверженных данной идеологии людей. 2. Атрибутивные признаки идеологии А. Способность оказывать организующее воздействие на социум. Б. Способность к самовоспроизведению в социуме, в том числе, к трансляции на новый человеческий материал. В. Актуальность для масс рисуемой картины будущего. Г. Привлекательность для масс провозглашаемых в контексте идеологии ценностей. 3. Краткое содержание идеологии трансглобализации Предпосылки. 3.1. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ. Сегодня мир вошел в эпоху глобализации, которая сопровождается концентрацией значимых ресурсов (богатств) в руках абсолютного меньшинства. «Дно» процесса задается нелинейным эффектом, определяемым леммой миноритарных ресурсообладателей: при достижении градиентом распределения значимых ресурсов некоторых ситуативно определяемых значений миноритарные ресурсообладатели востребуют и вводят в социальный оборот новые ресурсы, каждый раз принципиально нового типа [8]. Примером конвертации подобных ресурсов служат события 11 сентября. Исламские террористы всего лишь приняли ценность смерти в противоположность провозглашаемой Западным миром ценности жизни и этим создали известной сверхдержаве и всему мировому сообществу неразрешимые проблемы. 3.2. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ. С развитием средств массовых коммуникаций отдельного индивида стало слышно. Интернет позволяет существовать неофициальным информационным потокам, пользующимся большим доверием в сравнении с официальными источниками информации (средствами массовой информации). Содержание. Поскольку отчуждаемые ресурсы в процессе глобализации все активнее отчуждаются (чему нисколько не мешают экономически прозрачные государственные границы), происходит вынужденное обращение миноритарных ресурсообладателей к неотчуждаемым ценностям. Естественным развитием этого процесса является обращение к неотчуждаемой ценности образа жизни. 4. Содержание идеала, его проекция на устройство земной жизни и жизни в России Неотъемлемым правом каждого человека является построение (выбор) и осуществление собственного образа жизни. Пространство личной активности расширяется благодаря осознанию возможной вариативности частных практик и обращению к внутреннему миру. Происходит осознание того, что владение отчуждаемыми ценностями для каждой личности неизбежно оплачивается в невосполнимой экзистенциальной валюте, расход которой истощает потенциал внутреннего роста. Время и усилия, затрачиваемые на управление собственностью, вычитаются из личного потенциала. Базой распространения новой идеологии служит свободный обмен информацией и образцами креативных, когнитивных, рефлексивных, образовательных, проектных, оздоровительных, духовных, мыслительных, мыследеятельностных и т.д. практик, осуществляемый по информационным сетям (www.mmpk.ru, www.slet.mail333.com, www.circle.ru, www.shkp.ru), а также посредством посещения летних палаточных лагерей (по типу «ЖизниГрада»[9–11]), экологических поселений (Ауровиль, Финдхорн и мн. др.). Слеты и другие мероприятия «ЖизниГрада», взявшегося за осуществление новой прокреационной политики [12] — пример среды, благоприятной для построения и реализации человеком собственного образа жизни. Смысл инициативы «ЖизниГрада» можно пояснить следующим образом. Происходящая глобализация приводит к «атомизации» общества. Но в стране нет инфраструктурного обеспечения, способного стабилизировать социум в «атомизированном» состоянии по западному образцу. Поэтому возникает своеобразный рецидив (новый синтез) общинности с акцентом на прокреацию в отличие от общины с акцентом на сельскохозяйственное производство, характерным для древней Руси. Хозяйственно-экономическая состоятельность новой идеологии. Личность, свободно организующая собственный образ жизни, способна наиболее полно проявить свой внутренний (в частности, креативный) потенциал (это утверждается и в современных западных теориях «человеческого капитала»). В стране предполагается «многоукладность» идеологий. Следование новой идеологии — личное дело каждого. В частности, этим она отличается от идеологий прошлого с их фундаментальной функцией — «сделать основную массу членов общества (желательно всех) неспособной к самостоятельному и объективному пониманию явлений реальности позволяя им в этом отношении лишь то, что необходимо и достаточно для исполнения ими их социальных функций» [13]. Последователи новой идеологии способны пройти путь трансглобализации и составить элиту нового, ПОСТ-ПРАГМАТИЧЕСКОГО общества. 5. Курс страны в соответствии с предлагаемой идеологией Развитие инициативы масс, рефлексивности, компьютерной грамотности, доступности информационных и коммуникационных сетей, общественных объединений, местных органов самоуправления, экологических поселений. Поддержание возможности реального осуществления свободы совести. 6. Степень отклонения от этого курса с качественной оценкой Поскольку «многоукладность» идеологий в стране не только допустима, но и необходима, переход к новой идеологии предполагается мягким. Человек приобщается к ней по мере осознавания новых ценностей и внутренней готовности к их принятию. Исторический аналог — распространение христианства в древнем Риме. 7. Перспективы В дальней перспективе при следовании предлагаемой идеологии страна смогла бы преодолеть историческую эпоху глобализации и послужить катализатором перехода человечества к пост-прагматическому обществу. В ближайшей же перспективе в процессе глобализации благодаря мировому перераспределению ресурсов государственные структуры, и, в первую очередь, инфраструктуры жизнеобеспечения, здравоохранения, образования — неизбежно будут ослабляться. В этих условиях развитие самодеятельности, самоорганизации и самообеспечения населения являются крайне актуальными. Альтернативного пути противодействия депопуляции страны нет. В мире существуют предпосылки возникновения и распространения идеологии трансглобализации в виде экопоселений, число которых, по разным оценкам, уже достигает сотен и даже тысяч. Зарубежные экопоселения обещают быть благодатной почвой для распространения идеологии трансглобализации в мире. Корректирующие факторы жизни идеологией 1. Как новая идеология повлияет на изменение курса страны Благодаря инициативе снизу появляются общедоступные базы данных, содержащие сведения о креативных, когнитивных, рефлексивных, образовательных, проектных, оздоровительных, духовных, мыслительных, мыследеятельностных и т.д. практиках. Благодаря работе общественных организаций с законотворческими органами постепенно обогащается законодательная база, поддерживающая указанные самодеятельные практики и укрепляющая местные органы самоуправления. Только благодаря решительной инициативе снизу [12] их возможности и область полномочий могут расшириться. 2. Как будет происходить сам поворот. Поворот уже стихийно начался. Если бы последовала поддержка его на государственном уровне, процесс успел бы набрать достаточную мощность и купировал депопуляцию страны, деградацию населения вследствие ослабления государственных структур, сохранил бы креативный потенциал страны. При отсутствии государственной поддержки процесс будет протекать тяжелее и медленнее. Переход человечества к пост-прагматическому обществу будет происходить по мере распространения идеологи трансглобализации в мире и становления новых субъектов социальной политики [12]. 3. Оценка издержек изменения курса Издержки возникают из-за сопротивления коррумпированного чиновничества на всех уровнях властной вертикали, видящих в расширении местного самоуправления и самодеятельности населения сужение своей значимости и возможности получать взятки. Корректирующие факторы идеологии жизнью 1. Фиксация неадекватности идеологии новым реалиям жизни Люди «голосуют ногами». Их участие в движении либо расширяется, либо сужается. Плотность массовых коммуникаций в Интернете также есть важный показатель. 2. Механизмы совершенствования идеологии Дискуссии в Интернете, в прессе, в палаточных лагерях, в рамках общественных объединений, организационно-деятельностные игры, очные конференции, круглые столы. Литература 1. Степин В. С. Теоретическое знание. М.: Прогресс, 2000  2. Иноземцев В. Л. Расколотая цивилизация, М.: «Academia» — «Наука», 1999  3. Панарин А. С. Искушение глобализмом. М.: Русский национальный фонд, 2000  4. Делягин М. Г. Мировой кризис. Общая теория глобализации. М.: ИНФРА-М, 2003  5. Реут Д. В. Системно-антропологическая реконструкция мифа. В кн. Методологический фронтир 90-х. V чтения памяти Георгия Петровича Щедровицкого. М.: Путь, 2000, с. 89–125  6. Реут Д. В. Миф и классика СМД. В кн. Методологический фронтир 90-х. V чтения памяти Георгия Петровича Щедровицкого. М.: Путь, 2000, с. 126–147  7. Реут Д. В. Миф как динамическая система и единица культуры. Материалы научной конференции «История взаимодействия природы и общества». Институт истории естествознания и техники. Москва, 5–8 июня 2000. Приложение к Вестнику Российского философского общества. Часть 3. с. 20–21  8. Реут Д. В. Роль средств массовой информации в интеграции общества как единственном способе ликвидации социальной базы терроризма. Сборник Политические технологии и PR против международного терроризма. Доклады Института Европы № 88, М.: Институт Европы РАН, 2002, с. 106–111  9. Романов Л. Е., Реут Д. В., Васина О. И., Попова М. С., Фокина Е. В., Аванесов В. Г., Ширман М. Б. Общественный центр «Жизниград» как форма институционализации проектного отношения к здоровью и субъект новой прокреационной политики. Сборник «Здоровье человека: социогуманитарные и медико-биологические аспекты» (труды Всероссийской конференции «Здоровье как проблема гуманитарного знания». Институт человека РАН, апрель 2002) М., 2003, с. 226–234  10. Реут Д. В. Образ жизни и здоровье: средовое обеспечение транс-глобализации. Сборник «Здоровье человека: социогуманитарные и медико-биологические аспекты» (труды Всероссийской конференции «Здоровье как проблема гуманитарного знания». Институт человека РАН, апрель 2002) М., 2003, с. 85–90  11. Фокина Е. В., Реут Д. В. Разнотравье. М. 2002  12. Романов Л. Е., Реут Д. В., Ширман М. Б. и др. Общественный Центр «ЖизниГрад» в развитии. См. наст. сборник 13. Зиновьев А. Идеология партии будущего. М.: Алгоритм, 2003 

 

Все материалы:

Ю. Л. Дюбенок, Предисловие.
Ю. Л. Дюбенок, Обоснование конференций «Построение человечного общества». Идеология
Ю. Л. Дюбенок, Мышление
Ю. Л. Дюбенок, Деньги
Ю. Л. Дюбенок, Обоснование конференций «Построение человечного общества». По поводу логики
Берест А. В., Человечная идеология (мировоззрение), стратегия
Гуманизм: универсальные основы миропонимания
Войтов А.Г., Нравственность и философия (ч.1)
В.В. Волосов, Перевернутый мир (глава из книги «Диктатор»)
Формула развития
Д. Георгис, Основания зеленой идеологии
Громыко Т. М., Нравственная катастрофа (по книге Светланы Гаража «Да! Ностальгия!», Киев, 2004)
Громыко Т. М., Расчеловечивание человечества
Валерий Задерей, Сценарий 2000 (четыре года спустя)
Воронов Г.А., Нравственность и эволющия сообществ
Коноплев Н. С., Жизненные основы отеизма ( об учении о всеединстве В. Д. Бакланова)
А. Д. Королёв, Нравственно-духовные ресурсы цивилизации
Малиновский Л.Г., Научная рациональность как идентификация знаний об организации и управлении в обществе
Ю. Н. Миронов, Праведное воспитание подрастающего поколения - долгосрочная стратегия России.
Наталия Мумладзе, О построении человеческого общества
Пивоваров Ю.Л., Краткое введение в проблему об особенностях социогенеза
Самарин А. Н., Упадок элиты и деградация России
А. Н. Самарин, За возрождение отечественной науки
В. А. Сацевич, Духовные истоки жизнеутверждающей славянской культуры
С. В. Светлов, Проблемы совершенствования человечества. Развитие биотехнологии или повышение нравственности
А.Селиванов, Сущность жизни человеческой
В. Тимошин., Двухсферная экономика
Чернышёв А.К., Быть или не быть России
А. С. Шутов, Гуманистическая альтернатива России в 21 веке




Дополнительно




© Юрий Дюбенок, 1979 — 2006, Свободный философ dubenok@rambler.ru
 

Используются технологии uCoz