Свободный Философ

Вернуться к общему списку статей / Общественная Организация «Нравственное Духовное Объединение „Созидание“»

 

Построение человечного (нравственного) общества

Материалы ІV научно-практической конференции (16 - 17 апреля 2004 года, г. Иркутск, 1-2 июня, Москва, МГУ)







 

Увеличить

Увеличить

Увеличить

 

<< Предыдущая статья

 

Следующая статья>>




О ПОСТРОЕНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА
Наталия Мумладзе, Этическое движение «Родная Земля», e-mail: zemlya@pisem.net

Тема конференции может показаться странной. Каким, если не человечным, может быть общество, состоящее из людей? Никто не подумает, что волк в волчьей стае перестает быть волком, а носорог среди других носорогов теряет свои основные признаки. Почему же всё чаще встает вопрос о человечности человека среди людей, о необходимости гуманизации общества, в конечном счете, о том, правильным ли путем идет развитие общества в целом. И, если человек теряет видовые свойства вследствие выделенности из природной среды, удаленности от неё, фактически из-за того, что он из животной стаи перешел в общество, можно предположить, что корни проблем человечности скрыты в именно общественном устройстве. Казалось бы, история творится людьми и уже потому должна вести к большему раскрытию лучших свойств человеческой души, призывать к проявлению драгоценных свойств человеческой психики, так почему же этого не происходит? Какими средствами может быть ликвидирован пробел между потенциалом и возможностями человека, между его ожиданиями и их социальной реализацией? Можно ли явить свои лучшие качества, если эта цель не озвучена в обществе и общественные возможности не приспособлены для проявления лучших сторон человеческой личности? Для чего тогда общество? Что именно делает в нем людей античеловечными? Почему шаги истории так велики, что отдельные люди тысячами, миллионами проваливаются между ними? И следующий за этим вопрос. Как уберечь человека от влияния общественных процессов, в которых ему предлагается определить свое место, принять историей обусловленный шаг, в соразмерности с которым его собственная личная жизнь выглядит мелкой и незначимой, а потому может стать легкой жертвой чужих интересов? Несмотря на то, что и общество, и общественные процессы для отдельного человека виртуальны, он не имеет в них прямого выражения, но вся информация идёт к нему из этой виртуальности, включает его в эту виртуальность, навязывает ему правила виртуальной игры, понятной и интересной единицам. Почему решения, касающиеся жизни конкретного человека, принимаются на недоступном его влиянию уровне людьми, с которыми он никогда в жизни не перекинулся и словом, которым не интересно, что он думает, каким бы хотел видеть своё будущее? Общество узурпировало субъектную позицию и превратило отдельного человека в объект своей гигантской манипуляции. Позиция объекта не приемлема с точки зрения человеческого бытия. Современные условия русской жизни продуцируют необходимость осмысления происходящего, представления конкретного образа чаемого будущего и пути его достижения. Возможности конструирования нового общества широко декларируются, быстро увеличивается его законодательная база, но какое место и какая роль для участия в процессах изменения отводится каждому, какую роль в этом отводят себе сами люди? Нам представляется, что эта роль очень незначительна, а, следовательно, шансы, предоставленные временем, не будут использованы в полной мере. До сих пор итоги революции 1917 года и потеря общего советского прошлого оцениваются по-разному, но чаще в оценке последних событий нет осознания собственного присутствия, понимания собственной роли и осознания личной ответственности. Советское государство, как и другие до и после него, продемонстрировало отстраненность граждан от участия в решении жизненно важных вопросов их бытия и управления страной. Кажется, государство боится свободного творческого человека, не знает, чего от него ждать, и что вообще с ним можно делать. Свободным человеком нельзя манипулировать, ему нужно создавать условия или предоставить все возможности для создания таких условий. Поэтому принцип отчуждения сохраняется и в России. Мы говорим о том, что главный критерий действий — осознание причастности к процессу творения бытия, принятие ответственности за течение и результаты собственной жизни. Всем предстоит научиться строить своё будущее, быть ответственным за свою жизнь, за жизнь своей семьи и детей, за благополучие страны, уметь принять адекватное решение в любой ситуации. Мы рассматриваем это положение как базовое для нового хождения интеллигенции в народ. Каждое правильное слово, произнесенное сегодня, завтра должно быть донесено другим, и найти отклик в их жизни. Духовный труд — нелегкое дело, предстоит пройти социальное поле с граблями в руке и эти грабли — смыслы индивидуального бытия. Отделить свои смыслы от чужих, твердое от пустого, жизнеутверждающее от жизнеразрушающего. Пока эта единая граница не обозначена в сознании каждого человека, не произойдет значимых общественных изменений к лучшему. Мы призываем все общественные объединения к этому духовному труду внутри своего сообщества, а через своих людей — с другими, им близкими или знакомыми, что должно идти в народе как круги по воде и не один раз, а постоянно. Научился сам — научи другого, самосохранение и развитие возможно только через сохранение и развитие всех. От длительных потрясений общество рассыпалось и это проявляется, прежде всего, в семье, поэтому именно в семье индивидуальные смыслы должны быть озвучены каждым членом семьи, донесены до других, чтобы проявилось поле совмещения с индивидуальными смыслами родных людей. Основная цель семьи — самосохранение и воспитание детей, а для нормальной социализации детей в семье важны все поколения. Мы предлагаем восстанавливать разрушенные семейные связи, находить общие интересы с далекими родственниками, собирать историю семьи и её друзей, нарабатывать семейные традиции, возможно, пополнять семьи людьми, родственными по духу и не обязательно родными по крови. Потенциальный (социальный) папа или дедушка, сестренка или бабушка могут жить по соседству и приходить на время, но регулярное общение с ними необходимо детям. Ребенок в опыте общения с родителями, с другими детьми и людьми старшего поколения набирает необходимые знания для правильного исполнения в будущем собственных социальных задач. Интересы детей в семье приоритетны. Каждый вид деятельности, освоенный ребенком, следует передать ему на постоянное исполнение, через это формируется уважение к труду, уважение к себе и к другому человеку, вырабатывается чувство ответственности в пределах своей географии. Почему собираем рассыпанный народ сначала в семье? Потому что семья состоит из близких людей, благожелательно настроенных друг к другу, в семье всё понятно и никакой искусственности отношений просто нет места. Если наши дети будут любимы и счастливы в родной семье, они получат запас жизнеспособности на долгие годы своей взрослой жизни, и, главное, у них будет достаточно душевного тепла, чтобы делиться им с другими людьми. Душевное тепло и есть тот цемент, которым люди соединяются друг с другом. Можно представить необходимые объемы этого «вещества» для воссоединения людей в народ. Работы хватит всем, и она не ждет. Далее. Всё, что кажется само собой разумеющимся в общественных отношениях, подлежит пересмотру и правильному словесному обозначению. Мы должны научиться называть вещи на русском языке для проявления их истинного смысла. Распространенное употребление иностранных понятий скрывает значения и смыслы. Мы настаиваем на распространении словосочетания «Родная Земля», на наш взгляд это наиболее ёмкое понятие, отражающее модель взаимодействия человека с планетой, которая и мать, и одновременно материал построения всех живых форм. Наше тело состоит из элементов, принадлежащих матери-Земле, мы получили его от неё чистым, чистым и должны вернуть — это основы экологического мышления. И всё, что человек берет от Земли, до?лжно вернуть в наиболее подходящем для неё виде. Большая часть того, что человек потребляет — растения и животные, — имеет душу, они омертвляются в труде человека, а также служат пищей. Вот естественный повод для снижения материального производства и потребления продуктов, повод для перехода на солнечное питание, о котором писал С.Подолинский, а затем и В.Вернадский. В настоящее время в мире около 10000 человек уже перешли на автотрофное питание. Отношение к земле как к родной возвращает возможность входить с ней в постоянный контакт, например, выращивая растения или животных, и получать непосредственно от неё ту энергию, которой лишены городские жители. Вопросы дезурбанизации и возвращения в лоно земли поднимаются многими учеными. В семье эти вопросы должны присутствовать не только в разговорах, но и в действительном пребывании и в труде на природе. И городской и деревенский уклад в идеале могли бы стать ребенку родными, чтобы он мог выбирать образ жизни между городом и деревней, а еще лучше — научиться их совмещать. (Но в этом направлении встаёт вопрос о взаимодействии города и села, который наилучшим образом может быть решен на ином уровне — об этом ниже.) Это тоже работа для семьи, в процессе которой дети должны научиться определять свои жизненные цели и находить самостоятельные пути их достижения. Если же в семье нет гармонии, если непонимание и конфликты занимают в ней определенное место, то у подростка может не хватить сил для собственного проектирования жизни и тем более для осуществления этого проекта. Несчастливая семья отнимает и у ребенка и у взрослого энергию творения. Вместо неё образуются психологические комплексы, которые будут самому человеку и соприкасающимся с ним людям отравлять жизнь. Несчастливый человек — неприкаянный, он не знает, чего хочет. Профилактика этого состояния психики человека — общая социальная задача. Следующее, что мы предлагаем, создание межсемейных советов — установки системы зеркал для лучшего отображения внутренних семейных состояний. Совет — необязательно формальное учреждение, это может быть круг сложившегося общения нескольких семей. Поводом для межсемейного объединения могут быть соседство, общие интересы взрослых или детей, совместный труд и отдых, спортивные занятия или занятия искусством, творческое и культурное развитие. Межсемейные отношения важны и с той точки зрения, что, какой бы благополучной и гармоничной ни была семья, она нуждается в поддержке и понимании, а семейное дело — это уже не внутрисемейное дело, если сегодня от него зависит будущее народа и страны. С этой меркой каждый должен подходить и к собственной жизни. От того, насколько счастлив отдельный человек, зависит общее состояние социальной — межчеловеческой — среды. Слабость и нездоровье человека и семьи нуждаются в лечении смыслом и добротой. России нужен любящий, любимый и счастливый человек. Любящий не станет разрушать другую жизнь. Любимый будет беречь любовь и тепло других людей. Счастливый обретет высокий иммунитет и избежит заразы зомбирования. Через увеличение числа таких людей общество снизит подверженность таким социальным болезням, как бессмысленность, зависть, эгоизм, ненависть, агрессия, нищета и паразитирование. Его будут составлять субъекты — равные в свободе выбора и реализации своих возможностей люди. Новыми социальным центрами могут стать учебные заведения. Школы объединяют многие поколения людей. Даже не имея детей, люди обращают внимание на поведение школьников, чаще давая ему негативную оценку. Нравственное воспитание, уважительное поведение, умение вести себя со сверстниками и взрослыми, привычка детей к труду — всё это в интересах и родителей и тех, кто живет в районе расположения школы. Поэтому мы предлагаем создание попечительских советов при школах и их активное взаимодействие с родительскими комитетами. Важной структурой территории для выстраивания процесса полноценного общения школы и жителей может стать территориальный совет. Помощь пожилым, дополнительное образование и спортивная подготовка детей, а также прочие услуги на взаимовыгодной основе — возможное направление его деятельности. Этическое движение «Родная Земля» предлагает ряд разработок по взаимодействию на основе безденежного обмена для всех, кто пожелает заняться организацией жителей своей территории. Федеральный «Закон об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предоставляет большие возможности для самоорганизации жителей и решения общих территориальных проблем. Информация о правовых гарантиях самоорганизации может быть доступна каждому. Это задача правовых объединений и других общественных организаций. Вообще мы считаем, что любое общественное объединение в условиях перехода страны на самоуправление народа не менее 30% времени и усилий может отдавать правовому ликбезу, и не менее 30% — организационной работе с людьми в семье и по месту жительства. Взаимодействие по интересам, скажем, литературный салон или общество овощеводов, без этого прикладного аспекта уже недостаточна. Любая организация может помочь людям в понимании и соблюдении их жизненных интересов. Восстановив народ, как организм, восстановив каждую его клеточку, наполнив её жизнью, мы создадим тот потенциал, который любое действие в такой насыщенной положительными зарядами среде сопроводит высоким синергетическим эффектом. За организацией людей на общих смыслах жизни следует территориальная социально-экономическая организация, призванная эти смыслы материально подтвердить и обеспечить их реализацию. Территориальный совет является тем коллективным субъектом, от лица которого ведутся переговоры об установлении взаимодействия властей и населения, экономических структур и населении, и в рамках которого формируется индивидуальный субъект социального действия. Через советы могут быть восстановлены связи города и села по обмену продуктами и услугами. Общими примирительными вопросами территориальной безопасности являются вопросы экологии природной среды и мест проживания, вопросы оздоровления и профилактики заболеваний, вопросы полезности продуктов питания и необходимого обеспечения быта. В качестве примера сложившегося взаимодействия жителей и производителей можно привести социально-экономическую модель, разработанную и осуществленную Магомедом Абакоровичем Чартаевым. Для нас она особенно ценна тем, что представляет коллективный шаг к субъектности, то есть именно туда, куда мы все намерены двигаться и чего не хватает сегодня в русской действительности. Мы говорим о русской, а не российской действительности, потому что, как показал опыт последних лет, народы страны впитали русскую культуру, они возлагают надежды именно на русский народ, в русской культуре хранятся те золотые ключики, которыми открываются волшебные двери в сказку. Магомед Чартаев нашел один из них, благодаря чему, каждый теперь может открыть свою волшебную дверь в мир самостоятельности и творчества. Что же сделал Магомед Чартаев? Он нашел ответ на вопрос, как человека привести к самоуважению. Чартаев отдал всю колхозную собственность в руки колхозников, и они отказались от зарплаты и пенсии, весь коллектив перешел на самообеспечение, на долю от общего дохода. Каждый человек может сам непосредственно влиять на процессы принятия управленческих решений, потому что внутри системы он является самостоятельным в правовом и экономическом отношении субъектом социального действия, а обратная связь является непосредственным механизмом управления. Система Чартаева действует с 1985 года, она сочетает в себе планирование, рыночные и человеческие отношения. Чартаев понял, что продажа не труда, а только его результата есть путь к свободе человека. В любой системе хотят потратить меньше, а иметь больше, но не в этой, где нет разделения между частной и общественной собственностью, где фондовые механизмы позволяют соблюсти жизненные интересы каждого — и бедного и богатого. В основе системы лежит коллективное совладение капиталом на всех уровнях и право собственности каждого на результат своего труда — пункт, которого не достает нашей Конституции. Работник сам оплачивает расходы по производству продукции и полностью владеет ею, он знает, что доход зависит только от его знаний и усилий. Момент погашения затрат из собственных средств стал поворотным в сознании людей, понятие «рентабельность» обрело ясность. Каждый принимает участие в управлении и несет ответственность за результат общей деятельности. Зарплата заменена предпринимательским доходом, в котором участвуют все работники, хозяева прошлого овеществленного и настоящего живого труда. Земля является богатством всех и остаётся в коллективной собственности, она не объект продажи, а находится в пользовании. Каждый, даже младенец, имеет в хозяйстве земельный пай, приносящий ему доход в процессе эксплуатации земли самим пайщиком или арендатором. Собственность коллективная, но не обезличенная и принадлежит всем по её экономической стоимости, чем больше от неё доход, тем выше рента. В результате каждый житель не на бумаге, а на деле стал реальным хозяином земли. Чартаев снял отчуждение человека от земли, которое в советское время началось с насильственного переселения людей из деревень в город, где блага цивилизации позволяют не уважать природный сельский труд. Дают землю в хозяйстве с условием, что она будет приносить доход и не ухудшаться по своим качествам. Если же произведенная продукция не окупает стоимости пользования земли, то возмещение затрат производится из собственного кармана. Размеры земельного пая ежегодно меняются в зависимости от количества населения. Неоформленные порывы некоторых российских политиков распределять доходы от природной ренты растут именно из этой системы и для всех нас важно, чтобы её принципы не были искажены при принятии соответствующих законов. Внедрение системы в потенциале содержит изменение существующей общественной системы, основным результатом которого станет исчезновение бюрократии, а вместе с ней и коррупции, система способна заменить целый ряд существующих государственных структур, упростить процессы управления, сделать их живой, органичной частью социально-экономического организма. К примеру, за три первых года работы на принципах этой системы количество руководителей правления в хозяйстве Чартаева сократилось в 8 раз. Руководство освободилось от функций оперативного управления и стало заниматься стратегическим управлением. Известны случаи увольнения управленцев, чей труд получал низкую нравственную, а, следовательно, и экономическую оценку общины. Работники социальной сферы включены в единый экономический механизм, на оплату их труда отчисляется 10%. Учитель прекрасно понимает, что чем больший доход получают родители его учеников, тем большей станет и его доходная часть. В здравоохранении на первое место вышла профилактика, так как это оказалось намного дешевле лечения. Врачи ходят по домам с целью предупреждения заболеваемости. Они получают деньги не за количество вылеченных больных, а за здоровье людей. Весь необходимый набор продуктов доступен каждому по мере необходимости. То есть эти отношения позволили выделить и защитить сферу жизнеобеспечения каждого, большей гарантии социальной безопасности невозможно представить. Социальные конфликты не имеют в системе места, они носят производственный характер, позволяют системе эволюционировать. Всё движение направлено в развитие, на своём пути оно не находит препятствий в сознании людей. Можно считать основанием этого исключительную простоту и гармоничность самой системы. В ней не остаётся места теням. Она прозрачна, понятна и именно этим увлекает каждого. Внутри системы нет денег, люди в ней становятся богатыми, но богатыми производителями, а не потребителями, творцами общего будущего, главным для них является гармония общественных и производственных отношений, позволяющая созидаемое сохранить и приумножить. Система даёт путь воплощению мечты. Нет необходимости решать проблемы, если они не воспроизводятся. Нет необходимости ждать, когда кто-то сделает человеку хорошо, если он в этом не нуждается. Фактически мы имеем дело с социальной профилактикой, совершенно утерянной в России в последние годы, в её наиболее совершенном практическом воплощении. Мы рассматриваем систему Чартаева как необходимый переход от человека зависимого к человеку ответственному, свободному и потому творческому. Пройдя её реально или виртуально, хотя бы в деловой или компьютерной игре, люди смогут принять осознанное решение о том, какие социальные и экономические формы соответствуют их представлениям о человеческом общежитии. Государство, состоящее из таких граждан, не будет бояться свободного творческого человека, потому что оно станет соответствовать всем его интересам и нуждам. За этим переходом следует повсеместная причастность всех и каждого к процессам одухотворенного обновления всех уровней жизни во всех уголках России, оживления Родной Земли — тот реальный шаг к субъектности, без которого не может быть человеческого общества. Каждый человек самоценен и равен другим. Каждого общество должно встречать как потенциального гения и носителя добра. Мы верим, что выход в светлое будущее именно этот, один для всех, другого нет; за другим выходом — уже не светлое будущее, а какое-то иное — золотое, бриллиантовое, но не освещенное Солнцем, не на цветущей Родной Земле.

 

Все материалы:

Ю. Л. Дюбенок, Предисловие.
Ю. Л. Дюбенок, Обоснование конференций «Построение человечного общества». Идеология
Ю. Л. Дюбенок, Мышление
Ю. Л. Дюбенок, Деньги
Ю. Л. Дюбенок, Обоснование конференций «Построение человечного общества». По поводу логики
Берест А. В., Человечная идеология (мировоззрение), стратегия
Гуманизм: универсальные основы миропонимания
Войтов А.Г., Нравственность и философия (ч.1)
В.В. Волосов, Перевернутый мир (глава из книги «Диктатор»)
Формула развития
Д. Георгис, Основания зеленой идеологии
Громыко Т. М., Нравственная катастрофа (по книге Светланы Гаража «Да! Ностальгия!», Киев, 2004)
Громыко Т. М., Расчеловечивание человечества
Валерий Задерей, Сценарий 2000 (четыре года спустя)
Воронов Г.А., Нравственность и эволющия сообществ
Коноплев Н. С., Жизненные основы отеизма ( об учении о всеединстве В. Д. Бакланова)
А. Д. Королёв, Нравственно-духовные ресурсы цивилизации
Малиновский Л.Г., Научная рациональность как идентификация знаний об организации и управлении в обществе
Ю. Н. Миронов, Праведное воспитание подрастающего поколения - долгосрочная стратегия России.
Пивоваров Ю.Л., Краткое введение в проблему об особенностях социогенеза
Д. В. Реут, Постнеклассическая идеология Транс-Глобализации
Самарин А. Н., Упадок элиты и деградация России
А. Н. Самарин, За возрождение отечественной науки
В. А. Сацевич, Духовные истоки жизнеутверждающей славянской культуры
С. В. Светлов, Проблемы совершенствования человечества. Развитие биотехнологии или повышение нравственности
А.Селиванов, Сущность жизни человеческой
В. Тимошин., Двухсферная экономика
Чернышёв А.К., Быть или не быть России
А. С. Шутов, Гуманистическая альтернатива России в 21 веке



Дополнительно




© Юрий Дюбенок, 1979 — 2006, Свободный философ dubenok@rambler.ru
 

Используются технологии uCoz