Свободный Философ

Вернуться к общему списку статей / Общественная Организация «Нравственное Духовное Объединение „Созидание“»

 

Построение человечного (нравственного) общества

Материалы ІV научно-практической конференции (16 - 17 апреля 2004 года, г. Иркутск, 1-2 июня, Москва, МГУ)







 

Увеличить

Увеличить

Увеличить

 

<< Предыдущая статья

 

Следующая статья>>




ПРАВЕДНОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ — ДОЛГОСРОЧНАЯ СТРАТЕГИЯ РОССИИ.
Ю. Н. Миронов, публицист

Стремление к счастью во все времена было высшим стремлением человека. Счастье во многом определяется параметром качества жизни, а последнее — состоянием экономики. Отдельные государственные чиновники и даже некоторые ученые считают, что экономика первична. Дескать сначала надо поднять экономику, а затем уже решать другие фундаментальные проблемы. Это — сомнительное утверждение, поскольку можно, к примеру, попробовать построить дом, начиная с крыши: сначала поднять кранами крышу, а затем решить проблему фундамента и стен. Однако при этом коэффициент полезного действия будет недалек от нуля. Здравый смысл, напротив, убеждает, что экономика не только не первична, но даже не вторична. Если политика — это концентрированное выражение экономики, да к тому же «В начале было Слово…» (то есть смысл, идея — прежде всего), то ранжированный ряд предпочтительности понятий будет иметь вид: идея, политика, экономика. Русская пословица гласит: «Сноп без перевязи — солома». Роль «перевязи» российских людей должна выполнять общенациональная российская идея. Она призвана вдохновлять людей на возвеличивание России и, сплачивая всех россиян, должна быть противовесом центробежных сил. Если посмотреть на Россию с точки зрения объекта управления, то классическая схема требует обязательного наличия следующих четырех элементов: обобщенное (законодательное, исполнительное, судебно-правовое) управляющее воздействие; выходной результат по параметру благосостояния народа; общенациональная идея, не только как вектор движения, но и как эталон цели, относительно которого оценивается результат прогрессивного движения; и, наконец, обратная связь с корректирующим управляющим воздействием на основе результатов оценки. Без этого государственная система управления всегда будет носителем такого негатива, как большая доля хаоса и низкая экономическая эффективность. Иллюстрацией сказанному является современная позорно-бедная жизнь большинства российского народа. Практически всегда бичом российского народа были чужеземный идеологизм (западничество, социализм, коммунизм, демократия) и отсутствие высококачественного, праведного воспитания подрастающего поколения. Российская общенациональная идея по возможности должна быть свободна от чужеземного идеологизма. Поскольку последний не способен учесть особенности России и тонкости российского менталитета, а иногда даже входит с ним в противоречие, что порождает черты загадочности и непредсказуемости русской души. Важно еще, чтобы идея была сформулирована с точки зрения понятия добра и справедливости правильными, а точнее, праведными словами. На этот счет у Декарта есть достаточно жесткое предостережение: правильно определяйте слова, и вы избавите мир от половины невзгод. В опубликованной в 2000 году работе «Построение порядка праведности — смысл России» мною была сформулирована версия российской общенациональной идеи: «Построение праведными профессионалами порядка праведности». Вторая редакция версии: «Конкурентоспособность России: праведность, профессионализм, порядок». В. И. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» красивое русское слово «праведность» (правдой ведать) определил, как «оправданный житием, правдивый на деле, безгрешный» и дополнил определение пословицей: «У праведна мужа душа красавица». Российское государство — это не просто территориальная совокупность биосферы, экономики, населения и правителей. А это, главным образом и прежде всего, совокупность внутреннего мира людей с их знаниями и интересами, страстями и стремлениями. Эта совокупность представляет собой обобщенную душу государства, его духовное поле, его ноосферу. Она не может быть скаляром, она всегда имеет вектор. Ноосфера с вектором добра, с вектором праведности — это праведносфера. И только в ее условиях можно раскрепостить могучесть народа и направить ее на укрепление экономики и возвеличивание государства. Воспитание праведности в подрастающем поколении должно стать внутренним мотором России, ее культом. Культ праведности — это культ своеобразной социальной троицы: культ системного воспитания праведности в подрастающем поколении, культ накопления праведности отдельными поколениями и культ бережной передачи ее от поколения к поколению. Следует отметить, что в отличие от сегодняшней России, во всех нравственно и экономически благополучных странах вопросу воспитания возвышенных свойств души (у большинства языков отсутствует слово «праведность») уделяется серьезное внимание. Российское образование, занимаясь обогащением информацией при обнищании души, производит бездуховных образованцев, далеких от праведности. Системное воспитание праведности в России должно базироваться на государственной комплексной программе, которая бы позволяла давать не только образование, но, в первую очередь, благонравие и добронравие. Основополагающим принципом создания государственной воспитательно-образовательной системы должен быть принцип, при котором человек рассматривался бы как некая сложная система с тремя составляющими: душа, ум, тело. Соотственно, комплексное воспитание должно взаимосвязанно складываться из духовного, умственного (образование) и физического воспитания. Весь период комплексного воспитания должен включать не только дошкольный, школьный и вузовский периоды, но должен органично включать дородильный и даже дозачатьевый период родителей. Великий русский писатель и мыслитель Л. Н. Толстой, рассуждая о воспитании праведности как о работе над душой, в девятнадцатом веке писал: «Нам кажется, что самая главная работа — это работа над чем-нибудь видимым: строить дом, пахать поле, кормить скот, собирать плоды, а работа над своей душой, над чем-то невидимым — это дело неважное, такое, какое можно делать, а можно не делать. Между тем только одно это дело, работа над душой, над тем, чтобы делаться с каждым днем лучше и добрее, только эта работа настоящая, а все остальные работы, видимые, полезны только тогда, когда делается эта главная работа над душой». Российская традиция такова, что главным считается образование, а воспитание праведности недооценивается. Между тем, хорошее воспитание при плохом образовании все же лучше, чем хорошее образование при плохом воспитании. Отсутствие терапии, воспитания души порождает злонравие, отсутствие образования, воспитания ума, порождает невежественность, некомпетентность, непрофессионализм, а отсутствие физического воспитания тела порождает его слаборазвитость и худосочность. Поэтому если теперешнее министерство образования, вместо прежнего министерства просвещения, будет заниматься только воспитанием ума, то есть образованием, то оно будет воспроизводить образованцев — профессионалов, далеких от благонравия, и физически слаборазвитых людей. И чем образованнее будут такие люди, тем большим потенциальным родником зла они будут являться. В этом изначальные истоки российских заказных убийств, коррупции, воровства, мошенничества, мамонизма и, в конечном счете, немощи государства. Субъектом воспитания, то есть воспитателем в широком смысле, должны быть: семья, государство, религия, самовоспитание. Семья, отец и мать, как правило, хотели бы воспитывать детей такими, какими они есть сами, или, по крайней мере, такими, какими они хотели бы быть. То есть в данном случае все определяется мерой воспитанности самих родителей. Их «семейная воспитательная наука» или «семейная научная методика» не выходят за пределы интуиции и самодеятельности с соответствующим низким качеством. На государственном уровне, как уже было отмечено, упор делается на образование. Конечно, реализуются и все виды воспитания: патриотическое, трудовое, культурное, духовно-нравственное. Однако это воспитание не носит системный и тотальный характер. Это отдельные оазисы в воспитательной пустыне страны. В Конституции Российской Федерации записано, что «каждый имеет право на образование». А воспитание, это главное дело, от которого зависит будущее страны — наши дети, в статье 38 отдано на откуп родителям: «забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей». Государство здесь как бы ни при чем, то есть по конституции воспитание является безгосхозным (без государственного хозяина). Одним из значительных идеологизмов является идеологизм религиозный. Россия многоконфессиональна и каждая ее конфессия оказывает существенное воспитательное влияние на молодежь. Однако религиозные перегородки не цементируют Россию, более того, любая религиозная межа является катализатором российских центробежных сил. На Кавказе у многих народов бытует пословица: «На меже всегда валяются черепа». Все религии имеют священные писания, каждое из которых считается средоточием вечных истин. Тем не менее отдельные их догматы являются противоречивыми или, со временем понижаясь относительно истины, устаревают до положения ложных. В девятнадцатом веке русская писательница и теософ Блаватская писала: «Лжепророки и псевдо-апостолы раскололи на части единую божественную истину и разбили в одном только лагере протестантов скалу вечной правды на триста пятьдесят разрозненных кусков, которые ныне представляют всю массу из разрозненных сект. Если принять число этих сект за триста пятьдесят и допустить в порядке дискуссии, что одна из них может быть недалека от истины, то все же остальные триста сорок девять должны быть ложными по необходимости». В свое время каждый из основоположников новых религий (Будда, Иисус, Магомет, Лютер, Кальвин, Никон) были реформаторами и диссидентами относительно существующих на тот момент религий. Они не смотрели на религии, как на застывшие мировоззрения. И это было время, когда цивилизация находилась на низкой ступени своего развития и когда люди должны были быть готовы на гонения и жертвоприношения своей жизни. Сейчас, когда цивилизация достигла принципиально новой ступени своего развития, такой, что в состоянии уничтожить самою себя, может быть, настала снова реформаторская пора в религии. При этом не понадобиться подвергать гонению существующие религии и неэкстремистские секты, не понадобиться закрывать бесперспективное экуменическое движение, не понадобиться разрушать существующие в мире разнообразные храмы (эти великолепные памятники) и молельные дома. Их бытие должно быть параллельным до своего естественного конца. Понадобиться лишь создать новое священное писание, своего рода новейший завет, который бы не суммировал, не объединял эклектично существующие писания, а вобрал бы от них в себя все жизнестойкое, то есть все праведное. Новая всемирная, вселенская религия, рожденная на стыке существующих, могла бы вобрать в себя все праведное не только от религий и сект, но и от всех «истов»: атеистов, коммунистов и гуманистов. Ибо человеческий разум не настолько силен, чтобы игнорировать консенсус и параллельность существования разнообразия. В России работу по созданию новой религии могла бы возглавить российская православная церковь, как самая доминирующая. В случае реализации этого замысла, от скольких бы межконфессиональных проблем люди были бы избавлены! Самые «точные» ученые — математики придумали интервал от минус бесконечности до плюс бесконечности. Но никто из них не может вразумительно ответить, к примеру, на вопрос, а что такое минус бесконечность? И есть ли она? А может быть ее нет, но есть Начало? У человека существует презумпция наличествования Бога, его чувствование, его интуиция. И высшей целью науки является не открытие законов бытия, а строгое доказательство того, что Бог есть или его нет, и что агностицизм несостоятелен. В заключение приведем краткие выводы. 1. С античных времен эвдемонизма научно-технический прогресс практически не коснулся души. 2. В условиях отсутствия вектора праведности души научно-технический прогресс экспоненциально увеличил силу зла. 3. Сила зла выросла до величины, способной уничтожить цивилизацию. 4. Скорость понимания проблемы в разы отстает от скорости приближения аннигиляции. 5. Чужеземная инфернальная идея «растлить — значит победить» коррозирует Россию. 6. Российская ноосфера практически трансформирована в скверносферу, порождающую депрессию и немощь государства. 7. Альтернатива: перевод ноосферы в праведносферу, т.е. в ноосферу с вектором праведности. 8. Средствами перевода могут быть российская общенациональная идея, к примеру, «Построение праведными профессионалами порядка праведности» (5П) и культ праведности. 9. Праведность, профессионализм, порядок должны быть конкурентоспособными. 10. Культ праведности — это культ своеобразной социальной троицы: культ системного воспитания в подрастающем поколении, культ накопления праведности и культ бережной передачи ее от поколения к поколению. 11. Ключевым моментом является воспитание праведности. Однако, к сожалению, по Конституции Российской Федерации «забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей». Государство здесь как бы ни при чем, то есть по Конституции воспитание является безгосхозным (без государственного хозяина). 12. В России реализуется на всех уровнях социальной структуры воспитание молодежи: патриотическое, трудовое, культурное, духовно-нравственное. Примером могут быть отдельные вузы (МГУ, АТиСО, МГTУ и др.), школы-лаборатории г.Москвы (№760, № 825 и др.), окружные и районные советы ветеранов (ЮВАО, САО и др.) Однако это воспитание не носит системный, государственный, тотальный характер. 13. В обозримом будущем наибольшего прогресса достигнет не то государство, у которого лучше организована экономика сегодня, а то, у которого лучше организована система по созиданию праведносферы, то, у которого лучше развивается наука о комплексном праведном воспитании, то, у которого наиболее эффективная воспитательная система. 14. Одним из значительных идеологизмов является идеологизм религиозный. Может быть, настала очередная реформаторская пора и в религии. К примеру, жизнь требует от православия добавить к числу семи смертных грехов такие грехи, как терроризм, коррупция, мамонизм, мошенничество, долготерпение и т.д. В России работу по созданию новой вселенской религии с Новейшим Заветом могла бы возглавить российская православная церковь (РПЦ), как самая доминирующая. 15. Любое «завтра» должно начинаться уже сегодня. Ибо, как писал поэт Маяковский, «вырастет из сына свин, если сын — свиненок». Это касается не только гигиены тела, но прежде всего гигиены ума и, главное, гигиены души.

 

Все материалы:

Ю. Л. Дюбенок, Предисловие.
Ю. Л. Дюбенок, Обоснование конференций «Построение человечного общества». Идеология
Ю. Л. Дюбенок, Мышление
Ю. Л. Дюбенок, Деньги
Ю. Л. Дюбенок, Обоснование конференций «Построение человечного общества». По поводу логики
Берест А. В., Человечная идеология (мировоззрение), стратегия
Гуманизм: универсальные основы миропонимания
Войтов А.Г., Нравственность и философия (ч.1)
В.В. Волосов, Перевернутый мир (глава из книги «Диктатор»)
Формула развития
Д. Георгис, Основания зеленой идеологии
Громыко Т. М., Нравственная катастрофа (по книге Светланы Гаража «Да! Ностальгия!», Киев, 2004)
Громыко Т. М., Расчеловечивание человечества
Валерий Задерей, Сценарий 2000 (четыре года спустя)
Воронов Г.А., Нравственность и эволющия сообществ
Коноплев Н. С., Жизненные основы отеизма ( об учении о всеединстве В. Д. Бакланова)
А. Д. Королёв, Нравственно-духовные ресурсы цивилизации
Малиновский Л.Г., Научная рациональность как идентификация знаний об организации и управлении в обществе
Наталия Мумладзе, О построении человеческого общества
Пивоваров Ю.Л., Краткое введение в проблему об особенностях социогенеза
Д. В. Реут, Постнеклассическая идеология Транс-Глобализации
Самарин А. Н., Упадок элиты и деградация России
А. Н. Самарин, За возрождение отечественной науки
В. А. Сацевич, Духовные истоки жизнеутверждающей славянской культуры
С. В. Светлов, Проблемы совершенствования человечества. Развитие биотехнологии или повышение нравственности
А.Селиванов, Сущность жизни человеческой
В. Тимошин., Двухсферная экономика
Чернышёв А.К., Быть или не быть России
А. С. Шутов, Гуманистическая альтернатива России в 21 веке




Дополнительно




© Юрий Дюбенок, 1979 — 2006, Свободный философ dubenok@rambler.ru
 

Используются технологии uCoz