Свободный Философ

Вернуться к общему списку статей / Общественная Организация «Нравственное Духовное Объединение „Созидание“»

 

Построение человечного (нравственного) общества

Материалы ІV научно-практической конференции (16 - 17 апреля 2004 года, г. Иркутск, 1-2 июня, Москва, МГУ)







 

Увеличить

Увеличить

Увеличить

 

<< Предыдущая статья

 

Следующая статья>>




ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ АЛЬТЕРНАТИВА РОССИИ В XXI ВЕКЕ

А. С. Шутов, редактор вятской идейно-политической газеты «К гуманизму», руководитель Кировского клуба молодых политиков. Контактный телефон: (8332) 25–31–80, http://kgumanizmu.narod.ru E-mail: gumanizm_shutov@rambler.ru Любовь к человечеству вообще есть как идея одна из самых непостижимых идей для человеческого ума. Ф. М. Достоевский Гуманизм необходим народу тем, что в наш противоречивый век он воспевает справедливость и свободу, чтоб гармонично развивался человек. От А. С. Пушкина I. Постановка вопроса Чрезвычайно важно правильно оценить: что происходит с планетой Земля и землянами, особенно Россией и россиянами? Значение и актуальность темы объясняется как ее остротой и мировыми масштабами, так и сложностью решения, а значит, необходимостью и возможностью объединения человечества. Для нас критерий и путь — гуманизм. В целом мир развивается в противоречиях и в прогрессивном направлении, и говорить о глобальном кризисе не только преувеличенно и преждевременно, но и негуманно. Ведь сейчас же не период первой или второй мировой войны. В такой оценке — неверие человеку и человечеству. Научнее и практичнее видеть глобальные проблемы и действовать в их преодолении. При обострении глобальных проблем для выживания и развития человечества и России нужна мировая гуманистическая альтернатива и ее патриотическая русская составляющая. II. Историческая оценка История гуманизма имеет две составляющие: субъективную и объективную. Субъективно гуманизм — это величайшие открытия интеллигенции: древний философский гуманизм, ранний религиозный гуманизм, средневековый культурный гуманизм, современный мировоззренческий гуманизм и новый идейно-политический гуманизм. Объективный научный анализ истории человечества открывает положительную общественную гуманистическую тенденцию — повышение уровня гуманности человека и человечества. Закон гуманизма: прогрессивная взаимосвязь развития человека и развития общества. Побеждают те народы, которые ближе других к этому закону. По оценке международных экспертов ЮНЕСКО, в настоящее время на 63% результаты и будущее каждой страны зависит от ее интеллектуальных ресурсов. И наоборот, антигуманизм исторически терпит поражение. В ХХ веке в классовой борьбе буржуазии и пролетариата исчерпали себя негуманные либерализм — капитализм и коммунизм (социализм): сейчас они гуманизируются. Все современные идеологии, а значит, и социально-политические движения и модели будущего человеческого общества переживают кризис. Человечество лишилось идеала — мечты, идейно-политической цели — компаса. Но оно не может прогрессивно развиваться без видения перспективы. Всему миру нужна гуманистическая модернизация. Главной опорой динамичного развития человечества, его смыслом и стимулом может быть только прогресс самого человека. И, наоборот, без прогресса человечества развитие человека невозможно. Значит, будущее человечества и России — за гуманизмом. Демократические перестройка в СССР и реформы в современной России создали более свободные и более трудные условия для реализации человеческой личности и глобальной модернизации народа. Мучительно происходит ломка и преобразование более коллективистского менталитета российского народа в индивидуалистическо-эгоистический. Переход от коммунистическо-индустриальной формации — цивилизации к капиталистическо-постиндустриальной опять осуществляется революционно и социально неэффективно, негуманно: в интересах не большинства народа, а явного меньшинства его. По социальной сути в России осуществлен правый политический переворот от тоталитаризма бюрократической партократии к плюрализму буржуазно-бюрократической демократии. Государственно-патриотический либерализм-капитализм — не лучший вариант для России, так как он идейно-политически находится на уровне середины ХХ века и способен только несколько улучшить положение российского народа. Из 200 стран мира наша родина по индексам человеческого развития (образованность и средняя продолжительность жизни) и развития человеческого потенциала (дополнительно производительность труда) скатилась с 26-го места на 63-е. Смертность в стране стала превышать рождаемость в полтора раза, а население уменьшилось на 4,5 миллиона человек. И это при национальном богатстве России в 300–350 триллионов долларов, 2 миллиона — на душу населения (1-е место в мире). А ведь еще великий русский гуманист Ф. М. Достоевский поставил критерий-максиму: «Никакое преобразование не оправдывает себя, если при этом прольется слеза хотя бы одного ребенка». России нужны гуманистические реформы. III. К теории вопроса В моем представлении идейно-политический гуманизм — новое, многогранное явление и понятие: 1) закон развития человечества; 2) общественная цель — идеал; 3) мировоззрение, учение, наука; 4) социальная ценность и идеология; 5) интеллектуально-социальное движение и общественная практика, социальный прогресс; 6) политика; 7) общественная система и общественный строй, исторический тип общества. Интересные формулировки закона гуманизации дал С. С. Перуанский: 1) Сообщество развивается тем прогрессивнее, чем полнее в нем действует распределительный принцип: каждому человеку по его способности создавать для всех людей средства и предметы потребностей и 2) Все гуманное — разумно, все разумное — гуманно (Манифест Гуманистической партии). Для гуманизма человек — высшая ценность. Интересы, права и свободы человека приоритетны. Все люди равны. Диалектическая сущность гуманизма — все для жизни человека, через развитие самого человека и всего человечного в обществе и в мировом сообществе. Не только все люди одного вида homo sapiens, но «лишь всё человечество вместе является истинным человеком» (И. Гёте), и без личности все человечество неполное. Не только «человек есть мера всех вещей» (Протагор), но и гуманизм есть мера человека и общества. Не только «свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех» (Карл Маркс), но и развитие всех есть условие развития каждого. Не только «звание человека выше всех возможных человеческих званий» (Л. Н. Толстой), но и гуманное общество — самый высший идеал человечества. Чтобы человек стал человечнее, нужны не только его нравственное самосовершенствование и воспитание, но и человечные обстоятельства. Можно взять девизом гуманизма формулу: «Один за всех (людей) и все за одного (человека)». Всестороннее прогрессивное развитие и здоровье, свобода и демократия, духовное и материальное богатство человека и народа — вот гуманистические критерии оценки уровня страны и всего человечества. Как новаторская идеология и политика, гуманизм должен и может, в отличие от других идейно-политических направлений, вытекать из самоценности и неповторимости человеческой жизни, индивидуалистическо-коллективистской природы человека и общества. Гуманистическая политика — это всестороннее удовлетворение потребностей и развитие способностей народа. Ее пять приоритетов: гражданская личность, образование, демократия, самоуправление и мир. Гуманизм = либерализм + социализм. Гуманизм по современному содержанию — это положительный синтез лучшего, прогрессивного, человечного в либерализме и социализме: свобода и справедливость. Он основан на экономическом, социальном, политическом и духовно-идеологическом многообразии и разнообразии, на соревновании и объединении людей и народов. Свободный человек, гражданская личность, наука и творчество, созидательный труд, оплата по качеству и количеству произведенного, личная, общественно полезная инициатива, взаимопомощь, кооперация, индивидуальное и коллективное соревнование, социальное творчество, демократия и самоуправление народа, социально-правовое государственное регулирование, международное сотрудничество, мирное соперничество и интеграция — вот могучие источники гуманистического прогресса. Пути (средства) гуманизма: просвещение, образование, физкультура и здравоохранение народа, социально-демократическое государство и справедливое гражданское общество, социально ориентированный рынок и научно-технический прогресс. В условиях НТР гуманизм является интеллектуально-социальным детищем и движением научной, технической, творческой и управленческой интеллигенции, более широко — всех интеллектуалов. Хотя большинство из них пока этого не знает. Многие интеллектуалы («мы не класс») таскают идейно-политические каштаны из огня в огонь или буржуазного капитализма, или пролетарского коммунизма. А некоторые, обжегшись на КПСС, стали аполитичными или антипартийными. По интересным исследованиям социолога Староверова, классовая самоидентификация интеллигенции в нашей стране ниже среднего уровня: экономически — 40 %, социально — 50% и политически — 30%. Жаль, что в этом исследовании нет духовно-идеологического самоопределения. Все другие социальные классы и слои — менее идейно-политически гуманистичны, менее современно прогрессивны, более консервативны и реакционны, так как связаны с уходящими общественно-экономическими формациями и цивилизациями. Интеллигенция же — это класс, в том числе и по интеллектуальной собственности, наступающего, постиндустриального, информационного, гуманного общества. Как общественный строй гуманизм — новая цивилизованная культурная формация, или культурная формационная цивилизация. По Марксу, после коммунизма как осознанной необходимости следует практический, положительный гуманизм, «эпоха гуманизма = царству свободы». Это наиболее соответствующее человеческой сущности общество, интеллектуально сознательная, историческая ступень развития всего человечества. Его составляющие: международная — мир и сотрудничество государств и народов при координирующей роли ООН; экономическая — свободное разнообразие форм собственности и средств управления ею; социальная — интеллигенция и справедливое гражданское общество; политическая — социальное демократическое государство и многопартийность; духовная — гуманистическое мировоззрение граждан, первенство науки, образования и культуры, гласность. Как общественный прогресс гуманизм обосновывается и опирается на философский диалектико-центристский подход и метод, отличный от релятивизма — радикализма и метафизики — консерватизма. Он не может быть застоем и не должен быть разрушительно революционным. Гуманизм созидательно эволюционен. И заключается в последовательном раскрытии, расцвете творческого потенциала человека и народа через демократические реформы на основе гражданского согласия и активности при социальной справедливости. При этом важно учесть историческую особенность, национальную специфику и менталитет, традиции народа, гармонически согласовывать его многонациональное разнообразие через патриотизм и интернационализм с глобальной модернизацией человечества. Что явно не учли советские перестройщики и российские горе-реформаторы — разрушители многонационального СССР. В мутной воде национализма (вплоть до грязи нацизма) легко ловят золотую рыбу своих интересов национальная компрадорская и западная буржуазия. В ХХ и XXI веках национальные государства — основные ячейки политического объединения и развития людей. Гуманизм, если это не воздушное, а земное общество, может и должен быть патриотическим. Патриотизм — реальная диалектическая связка человека и человечества. Просто и глубоко сказал первый космонавт Юрий Гагарин: «Счастливым человек может быть только со всей страной». Ф. М. Достоевский: «Да, назначение русского человека есть бесспорно всеевропейское и всемирное. Стать настоящим русским, стать вполне русским, может быть, и значит только стать братом всех людей, всечеловеком, если хотите». И для него: «Великий народ живет, чтоб стать во главе народов, приобщить их всех к себе воедино и вести их, в согласном хоре, к окончательной цели, всем им предназначенной». Но для этого прежде всего надо, чтобы сами россияне поверили в себя, в свою особую миссию через русскую гуманистическую идею. Гуманизм + патриотизм — вот формула прогресса России и превращения ее в одну из передовых стран мира. IV, Практическая часть Сейчас актуальны четыре взаимосвязанные творческие задачи: 1) разработка новой гуманистической идеологии и политики в России; 2) гуманистическое просвещение и патриотическое воспитание народа; 3) создание Российского интеллектуального, идейно-политического гуманистического союза — партии гуманизма России и вступление ее в Гуманистический интернационал; 4) ускорение и усиление гуманизации российского государства и общества в сотрудничестве с мировым сообществом. «Кто колокольчик привяжет?». Создаст гуманизм сам Человек — гражданин: гуманист и патриот. Исторически по менталитету, стихийно, бессознательно большинство россиян близки к такой позиции. Но для них гуманизм — пока только нравственное понятие: человеколюбие. Этого недостаточно. Нужен новый гуманизм: научный и организованный. Международное гуманистическое движение действует с 1933 года с четырьмя манифестами гуманизма. В 1989 году во Флоренции (Италия) на I Международном конгрессе представители 39 гуманистических партий создали Гуманистический интернационал. На границе тысячелетий Движение гуманистов представлено более чем в 70 странах на всех континентах и насчитывает около миллиона членов. Хотя и «не до жиру, быть бы живу» большинству народа российского, и в первую очередь интеллигенции, но «не хлебом единым жив человек»: в нашей стране есть различные нравственно-духовные объединения, гуманистические организации. В 1990 году в Ленинграде создавалась Гуманистическая партия России, была принята ее программа. А с 1994 года в Санкт-Петербурге собирается международная коалиция «За гуманизм». С 1995 года действует Российское гуманистическое общество. Издается журнал гуманистов «Здравый смысл», выпущена в свет серия книг о гуманизме, в том числе Манифест Гуманистической партии. С 2000 года выпускается вятская идейно-политическая газета «К гуманизму». Таким образом, по сущности и содержанию гуманисты бывают шести видов: религиозные (Бог выше выдумавшего его человека — рабский гуманизм), светские (человек выше выдуманного им Бога — атеистический гуманизм), природные (природа выше человека — крестьянский гуманизм), либеральные (индивидуализм выше коллективизма — буржуазный гуманизм), коммунистические (коллективизм выше индивидуализма — рабочий гуманизм) и научные (у человека индивидуалистически-коллективистская природа и сущность — гражданский интеллектуальный гуманизм). По высоте и характеру действий есть четыре типа гуманистов: стихийные — человеколюбивые (большинство), убежденные — мировоззренческие (меньшинство), организованные — просветители (в России — до тысячи человек) и идеологические — партийные (у нас в стране таковых единицы). Разнообразие видов и типов современного гуманизма — это показатель поиска, одновременно его слабость и перспектива роста. Даже в годы гражданской войны в России поэт М.Волошин призывал верить в человека, соединял в своем сердце и поэзии «белых» и «красных» и для прогресса предлагал делать ставку не на рабочего, а «на изобретателя, организатора, зачинателей». Гуманизм есть методологический и действительный центризм: идеологический синтез либерализма и социализма, политический демократический компромисс и консенсус, социально-интеллектуальный средний класс и экономический оптимум рынка и государства. Настоящий идейно-политический центризм — только гуманизм! Его пока нет, так как интеллигенция еще «класс в себе», а не «для себя». Среди политических партий современной России по свободам и правам человека более гуманистичны правые партии, а по народности, социальной базе, идеологии, политике и лидерам ближе к гуманизму левоцентристы: социалисты, социал-демократы, Российская партия жизни, партия «Родина», Народная партия Российской Федерации, партия Возрождения России, Российская объединенная промышленная партия, Российская партия Труда, Партия самоуправления трудящихся, Российская партия мира, Российская партия зеленых, Партия социальной справедливости, частично аграрная партия России и партии «Яблоко» и «СЛОН», а также профсоюзы и Российский союз молодежи. Это союзники будущей ГПР и ее возможная организационная экспериментальная площадка. В идейно-политической конкуренции и конструктивной оппозиции с сильным правым центром: президентом РФ Путиным и партией власти «Единая Россия» — партией государственно-патриотического капитализма в нашей стране должен родиться сильный новый центр — партия гуманизма и патриотизма. Особое внимание и перспективная роль — молодежи. У нее меньше штампов и комплексов, ей ближе новаторство, в том числе идейно-политическое. Будущая гуманная Россия — за молодыми россиянами-гуманистами и патриотами. Например, в Кирове с 1998 года действует Клуб молодых политиков, один из первых среди 22 подобных объединений молодежи в России. Его цель: подготовка прогрессивных политических лидеров — гуманистов и патриотов. Теоретические, методические и практические занятия широки и разнообразны по направлениям, средствам, формам и методам, организационным структурам. Клубом разработан и реализуется перспективный комплексный (исследовательский, просвещенческий и организационно-практический) проект «Кировское молодежное правовое демократическое федеративное государство», рассчитанный на 2002 — 2006 годы. Нами проведено комплексное социологическое исследование на тему: "Избирательная активность молодежи муниципального образования «город Киров». Создана система политического образования молодежи из шести специализированных клубов. Организованы выборы руководящих структур «молодежных государств» на первом уровне проекта в пяти школах и пяти училищах. Проводится деловая игра «Высшее „теневое“ молодое руководство России». И как результат — участники КМП идеологически и политически растут. При выборе национальной идеологии и политики современной России они единогласно проголосовали за патриотизм и добавили многие перспективные гуманистические идеи. В 2003 году клуб молодых политиков выступил с Обращением и предложениями по повышению политической культуры и активности вятской молодежи, а в начале 2004 года разработал и направил гуманистические предложения новым губернатору Кировской области и президенту России по повышению демократичности и эффективности государственной власти и управления в области и стране. V. Выводы Гуманистическая тенденция в нашей стране действует и развивается «через тернии к звездам» новой великой России. В целом наша родина по уровню организованного, особенно идейно-политического, гуманизма отстает. Гуманисты, объединяйтесь в Российскую партию гуманизма! В интеллектуальную партию — катализатор гуманистического прогресса России и россиян. Авторитетное суждение Р. А. Медведева: «Ваши тезисы о гуманизме мне нравятся, но как все это реализовать, я не знаю. Создать вокруг тезисов новую партию невозможно. Нужна более конкретная программа». Ответ: «Значение тезисов для будущей Гуманистической партии России — подготовительное: участие в разработке новой идеологии и политики, пропаганда и, главное, поиск единомышленников…».

 

Все материалы:

Ю. Л. Дюбенок, Предисловие.
Ю. Л. Дюбенок, Обоснование конференций «Построение человечного общества». Идеология
Ю. Л. Дюбенок, Мышление
Ю. Л. Дюбенок, Деньги
Ю. Л. Дюбенок, Обоснование конференций «Построение человечного общества». По поводу логики
Берест А. В., Человечная идеология (мировоззрение), стратегия
Гуманизм: универсальные основы миропонимания
Войтов А.Г., Нравственность и философия (ч.1)
В.В. Волосов, Перевернутый мир (глава из книги «Диктатор»)
Формула развития
Д. Георгис, Основания зеленой идеологии
Громыко Т. М., Нравственная катастрофа (по книге Светланы Гаража «Да! Ностальгия!», Киев, 2004)
Громыко Т. М., Расчеловечивание человечества
Валерий Задерей, Сценарий 2000 (четыре года спустя)
Воронов Г.А., Нравственность и эволющия сообществ
Коноплев Н. С., Жизненные основы отеизма ( об учении о всеединстве В. Д. Бакланова)
А. Д. Королёв, Нравственно-духовные ресурсы цивилизации
Малиновский Л.Г., Научная рациональность как идентификация знаний об организации и управлении в обществе
Ю. Н. Миронов, Праведное воспитание подрастающего поколения - долгосрочная стратегия России.
Наталия Мумладзе, О построении человеческого общества
Пивоваров Ю.Л., Краткое введение в проблему об особенностях социогенеза
Д. В. Реут, Постнеклассическая идеология Транс-Глобализации
Самарин А. Н., Упадок элиты и деградация России
А. Н. Самарин, За возрождение отечественной науки
В. А. Сацевич, Духовные истоки жизнеутверждающей славянской культуры
С. В. Светлов, Проблемы совершенствования человечества. Развитие биотехнологии или повышение нравственности
А.Селиванов, Сущность жизни человеческой
В. Тимошин., Двухсферная экономика
Чернышёв А.К., Быть или не быть России




Дополнительно




© Юрий Дюбенок, 1979 — 2006, Свободный философ dubenok@rambler.ru
 

Используются технологии uCoz