Свободный Философ

Вернуться к общему списку статей / Общественная Организация «Нравственное Духовное Объединение „Созидание“»

 

Построение человечного (нравственного) общества

Материалы ІV научно-практической конференции (16 - 17 апреля 2004 года, г. Иркутск, 1-2 июня, Москва, МГУ)







 

Увеличить

Увеличить

Увеличить

 

<< Предыдущая статья

 

Следующая статья>>




КРАТКОЕ ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ СОЦИОГЕНЕЗА
Пивоваров Ю.Л.

Пришло очередное сообщение о гибели очередной сотни людей на этот раз в авиационной катастрофе. Ещё вчера эти люди были нам современники, а сегодня они — наши братья и сестры, покинувшие земной путь… Уже более полутора десятилетий нас захлёстывают почти регулярные известия о безвременных кончинах соотечественников, знакомых и незнакомых, посторонних и близких… Большинство из нас ощущает глубоко тревожные демографические характеристики Отечества. По прогнозам, к середине века население, ныне живущее на территории России, сократится на 30 млн. Лишь половина нынешних 16-летних россиян доживёт до 50 лет. Треть жителей «уходит» из жизни в трудоспособном возрасте, из них 80% — мужчины. Возникают вопросы: есть ли доля нашего участия, нашей ответственности за случающееся? Возможно ли содействие снижению общественной и индивидуально «случайной» гибельности соотечественников? Если кратко, то ответ, как всегда, нетривиальный: и да, и нет. Всякое явление следует из многих причин. Есть обстоятельства конкретного действия, непосредственно порождающие событие. Существуют и более глубокие связи, обуславливающие тенденцию свершающегося. Ответственность присутствует тогда, когда есть понимание причин и следствий. Тогда возможно прогнозирование происходящего. А именно в этом видится дефицит. Общественное бытие весьма фундаментальный природный процесс и сложен для осознания в принципе. Но содействие безопасности невозможно без углубления восприятия устойчиво проявляющегося. Разработка сущностных сторон социального развития позволяет предложить несколько постулатов, следование которым увеличивает понимание обсуждаемого. 1. Всё происходящее в Отечестве (и в мире) — есть творение Природы (бога и т.п.), а не выдумки нехороших (или наоборот, передовых) людей, ибо сами люди, их поведение и сознание (в том числе) — продукт целесообразно самотворящегося общественного естества. Основополагающие принципы движения (развития) общественного сознания предков, нас и потомков неизменны. И мы-поколение живущее- в основах взаимодействия с внешним миром и социального саморазвития (социогенеза) ничем не отличаемся от череды поколений, нам предшествовавших, и поколений, следующих за нами. Мы, люди — исчезающе малые крупицы социосферы Земли. И всё, присущее вообще живому, с неизбежностью наличествует в наших поступках, независимо от того, отдаём мы себе в этом отчёт или нет. 2. В глубинных стратегических основах не мы творим нашу совокупную жизнь, а природа (социосферы) формирует нас таковыми, какие мы есть. Такое происходит как в целом, так и в индивидуальном, так как наше личное подсознание формируется исторически обусловленным стечением обстоятельств становления сознания в далёком детстве, теперь уже нам не доступном. 3. Нам не дано остановить или ускорить естественный процесс социогенеза , ничтожной частью которого мы сами являемся. Однако нам представлена возможность наиболее полно реализовать собой дар созидательного присутствия в этом мире — распространить это качество (хотя бы отчасти) в ближайшее окружение современников и передать его потомкам. В процессе смены поколений это качество имеет тенденцию самоисчерпания и возобновляется как вкрапляющиеся мутации поведения и понимания. Расширение этого качества — благотворная задача разума. 4. Одним из признаков живого является противоречивость. Конфронтационность — проявление этого свойства живой материи в сфере отношений между людьми и сообществами людей. Соплеменники, по вине которых, как нам кажется, свершаются те или иные трагедии, не засланы с Марса. Они состоялись здесь, в нашей цивилизационной среде, на неё опираются, в ней живут и образуют собой её неотъемлемую, принципиально неустранимую часть. Традиционно разрушительный (гибельный, например, военный) способ разрешения противоречий не единственен, Возможен созидательный (развитийный) путь исчерпания противоречивости. Более того, движущей «пружиной» развития является именно созидательность противоречия. Тот или другой путь преодоления конфронтации — отражает уровень миропонимания, достигнутый конкурирующими сообществами. 5. Трагедийность бытия — не уныния источник, а побудитель разума, стимул познания и гуманизации жизни. 6. Стратегически бесперспективен поиск и стремление к единой непротиворечивой структуре бытия людских единений и их властной атрибутики (автократии, демократии, и т.п.). Конструирование реальной жизни людей по униразумной (глобальной) схеме необходимо влечёт снижение безопасности вследствие противоестественности самой попытки искоренения противоречивости мира и разнообразия его проявлений. Качество и безопасность жизни людей растёт с ростом (углублением) миропонятийного потенциала современников, заключающего в себе восприятие созидательной диалектики противоречивости природы, и рождающего возможность жизнесохраняющей адаптации к особенностям проживаемой эпохи. 7. Социогенез в смысле кризисности — волнообразный процесс. Периоды благопребывания и увеличения популяции сменяются историческими эпохами повышенной самогибельности. В разных частях Земли, разных природных обстоятельствах периоды и фазы этих процессов различны, чередуясь и взаимообуславливая друг друга. Механизмы природного движения социосферы действуют таким образом, что на благотворном этапе жизни этноса в нём накапливается самопаразитичность — рассогласование между созидательными способностями соживущих и жизнеобеспечивающими возможностями среды и общности в целом. Это естественная тенденция всего живого. Наиболее остро она проявляется на кризисных этапах существования. Повышенная гибельность людей — индикатор накопившейся паразитичности популяции в среде, её взрастившей. Результатом кризиса являются две тенденции: либо исчерпанность созидательных потенций ведёт к постепенной самогибели общественного организма — его саморазложению, либо зарождаются новые, иерархически более глубокие уровни согласования общества, индивидов и среды. 8. Природой бытия своевременная реакция общества на созревший кризис общежития принципиально исключена. Такое происходит не потому, что люди плохи сами по себе, а потому что проблема вызревает вследствие деятельности живущего сейчас поколения, а созидательное поведение обеспечивается особенностями подсознания, закладывающимися в далёком детстве, (под воздействием карающих, «созидательность навязывающих» факторов внешней среды) и почти не обретается взрослым человеком. Из-за этого возникает сдвиг между историческим «моментом» вызревания кризиса и эпохой изживания факторов, его порождающих, ибо способности, необходимые для компенсации проблемы, появляются постепенно и лишь у будущих жителей. 9. Общественные консолидации: содружество, семья, племя, трудовой коллектив, жители города, области, члены партии, государства, этносы и т.д. — живые феномены сферы отношений. Как любые организмы, они зарождаются, обретают восприятие окружающего мира, адаптируются к нему, достигают зрелости и неизбежно исчерпывают себя. Мы, люди — элементы этих организмов. Как видим, общественные организмы имеют иерархическую форму бытия: одни, более простые, организмы служат элементами более сложного организма. Однако это иерархическое наращивание структуры общественного бытия реализуется не как необходимость, а как возможность, т.е. возникает не всегда, а лишь как следствие развития (созревания соответствующих условий). 10. Каждый человек имеет подсознательный метод жизни, которым живёт. Кратко, метод — это то, что человек ценит в отношениях, чего придерживается сам и что отвергает. Метод обретается без критического участия самого индивида на этапе становления его сознания. В течение взрослой жизни метод практически неизменен (для этого в реальности нет ни временных, ни развитийных резервов). 11. Человек наделён не обязательностью, а лишь потенцией развития. Полнота её воплощения зависит от развитийной основы, оказывающейся или неоказывающейся в подсознании индивида на этапе его становления (от рождения до половой зрелости) под влиянием внешних условий. 12. В житейских преодолениях старшее поколение накапливает несуетные основы безопасности жизни. Они могут быть доступны потомкам в той или иной мере лишь в процессе отношенческого контакта между поколениями. В силу ряда психоразвитийных причин такой контакт мировоззренчески «бесплоден» между ближайшими поколениями («сыновьями» и «отцами»), а оказывается наиболее содержим между поколениями «дедов» и «внуков». Поэтому миропонятийный потенциал, качество жизни общества нарастает, если в обществе наличествует взаимодействие, взаимобытие его крайних поколений: детей, только входящих в сознание, ещё только обретающих тенденции своего будущего развития, и людей, завершающих земной путь. 13. Пожилые могут быть благотворны для (будущего) детей. Но и дети могут быть особенно благодатны для (настоящего) пожилых. Во взаимодействии со «становящимся сознанием» «завершение жизни» самооздоровляется, обретает целесообразность присутствия, стимул и смысл самосовершенствования вплоть до самой кончины. Последняя при этом получает большее примирение и содержательность. Поэтому контакт пожилых с «в жизнь входящими» имеет двустороннюю благость. 14. Бытийное взаимовлияние «краевых» поколений современников («детей» и «дедов») не может состояться иначе, как в форме совместного «решения» задач доустроения среды существования (в том числе в допустимых фрагментах производственной сферы). Только в этом — деятельном, а не в лекционно-назидательном виде контакт поколений внедряет в становящегося человека тенденцию понимания и уважения вклада предшественников, рождает искреннее чувство причастности к уже созданному, закладывает в юной душе основу будущей мироответственности. 15. Повышение качества жизни, обретение обществом большего созидающего содержания не достижимы методом установления того или иного политического режима, а получаемы лишь как результат выстраданного бытия людей. Реальность социосамотворения показывает, что участие разума здесь выглядит (пока) лишь в виде (весьма слабого, а то и вовсе отсутствующего) катализатора смягчения страданий людей в естественно разворачивающемся этногенетическом процессе. В главном, стратегическое содействие безопасности состоит в постановке заблаговременной, весьма нетривиальной становляющей работы с юным поколением по удержанию и воспроизведению потенциала созидательности социума, теряющейся в процессе смены поколений. 16. Не умаляя значимости проблем мирового сообщества и проблем вообще …культуры, знания, искусства…, в миропонимании желательно концентрировать внимание на том, что индивид живёт не со всеми и не в одиночестве, а в промежуточных единениях (исторически сложившихся государствах), неотвратимо конкурирующих друг с другом. Содействовать тому, чтобы эта конкурентная противоречивость была для нас не самогубительной, а развитийно благотворящей — наша задача. Поэтому, нам — россиянам, находящимся не на «гребне» благополучия, а во «впадине», особенно важно продвинуться в направлении содействия собственной этно-государственной безопасности, ибо её ослабление фатально (хотя и не одномоментно) жизнегубительно сказывается на каждом из нас и наших детях.

 

Все материалы:

Ю. Л. Дюбенок, Предисловие.
Ю. Л. Дюбенок, Обоснование конференций «Построение человечного общества». Идеология
Ю. Л. Дюбенок, Мышление
Ю. Л. Дюбенок, Деньги
Ю. Л. Дюбенок, Обоснование конференций «Построение человечного общества». По поводу логики
Берест А. В., Человечная идеология (мировоззрение), стратегия
Гуманизм: универсальные основы миропонимания
Войтов А.Г., Нравственность и философия (ч.1)
В.В. Волосов, Перевернутый мир (глава из книги «Диктатор»)
Формула развития
Д. Георгис, Основания зеленой идеологии
Громыко Т. М., Нравственная катастрофа (по книге Светланы Гаража «Да! Ностальгия!», Киев, 2004)
Громыко Т. М., Расчеловечивание человечества
Валерий Задерей, Сценарий 2000 (четыре года спустя)
Воронов Г.А., Нравственность и эволющия сообществ
Коноплев Н. С., Жизненные основы отеизма ( об учении о всеединстве В. Д. Бакланова)
А. Д. Королёв, Нравственно-духовные ресурсы цивилизации
Малиновский Л.Г., Научная рациональность как идентификация знаний об организации и управлении в обществе
Ю. Н. Миронов, Праведное воспитание подрастающего поколения - долгосрочная стратегия России.
Наталия Мумладзе, О построении человеческого общества
Д. В. Реут, Постнеклассическая идеология Транс-Глобализации
Самарин А. Н., Упадок элиты и деградация России
А. Н. Самарин, За возрождение отечественной науки
В. А. Сацевич, Духовные истоки жизнеутверждающей славянской культуры
С. В. Светлов, Проблемы совершенствования человечества. Развитие биотехнологии или повышение нравственности
А.Селиванов, Сущность жизни человеческой
В. Тимошин., Двухсферная экономика
Чернышёв А.К., Быть или не быть России
А. С. Шутов, Гуманистическая альтернатива России в 21 веке




Дополнительно




© Юрий Дюбенок, 1979 — 2006, Свободный философ dubenok@rambler.ru
 

Используются технологии uCoz