Свободный Философ

Вернуться к общему списку статей / Общественная Организация «Нравственное Духовное Объединение „Созидание“»

 

Построение человечного (нравственного) общества

Материалы ІV научно-практической конференции (16 - 17 апреля 2004 года, г. Иркутск, 1-2 июня, Москва, МГУ)







 

Увеличить

Увеличить

Увеличить

 

<< Предыдущая статья

 

Следующая статья>>




НРАВСТВЕННОСТЬ И ФИЛОСОФИЯ (Ч.1)

Войтов А.Г. Обострение социальных проблем требует роста фундаментальных исследований, пересмотра устоявших догм и т.п. 1. Первой проблемой можно считать выяснение основных регулятивов общественной жизни: легитимность ? правомочность (легальность) ? законность. Закон ? это форма права, но не любое право есть закон. Права возникли до законов. К ним относят и известное стародавнее «кулачное» право, и многие другие. «Права человека» не вытекают из государственного устройства, а являются основой последнего. Народ делегирует часть своих прав субъектам власти. Закон ? это право, устанавливаемое государством, т.е. возникает из «вертикальных» отношений людей. А основанием права являются «горизонтальные» отношения людей, т.е. договоры, сделки. Права возникают на основе им предшествующих норм ? нравов, обычаев, традиций, которые также являются легитимным регулятивом общественной жизни. Нормы возникают «изнутри» нравов посредством самовоспитания. Они ? «внутренние» мотивы поведения людей. Примат нравственности, духовности ? основа справедливости правомочных сделок и вытекающих из них прав. И тем более, законности. «Какая польза в напрасных законах там, где нет нравов», ? писал Гораций. Сенека полагал: «Главное условие нравственности ? желание стать нравственным». Особенно опасна нелегитимная легальность, когда правители действуют вразрез с нравами, обычаями, традициями народа. Нравы ? права ? законы Общество может развиваться прогрессивно при непротиворечивости указанных регулятивов его устройства. На их основе происходит присвоение ресурсов индивидами. Регулятивы общественной жизни «Право» ------+-----¬ ----+-----¬ «изнутри» ? извне естественное ? законное ------+-----¬ ------+-----¬ договорные ? административные легитимное ? легальное (обычаи, нравы) (договора) 2. В настоящее время падает значение нравственности в общественной жизни. Имеются многообразные ее недоброжелатели. Главное же — общественный строй все более исключает ее как регулятив. Если этот процесс завершится, то общество погибнет. Эту истину осознают многие люди и ищут способы спасения нравственности, восстановления ее регулятивной функции в обществе. И важно попытаться осознать способы, которыми пытаются достигнуть спасения нравственности современные общественные силы. Выделим некоторые из них. • Нравственность обычно воспроизводится стихийно в процессе воспитания подрастающих поколений. И такое существует везде, особенно в глубинках жизни. Не думая о нравственности, такие люди живут нравственно и своим примером поддерживают некоторый ее уровень в обществе. • Активные силы в борьбе за нравственность призывают к ее осуществлению, достижению теми или иными способами. Нравственные проповеди — основа их борьбы за нравственность. Так действуют разные силы, в том числе теологи. И когда у них собственная жизнь не противоречит нравственности, то их подвижничество имеет важное значение в деле поддержания нравственного настроя в обществе. • Светские науки с древности осмысливают нравственность как объект специальной науки этики с тем, чтобы повысить ее значимость для нравственного воспитания подрастающих поколений. Просветительство стало главным направлением борьбы за нравственность общества. Обучение этике несомненно важно и должно быть ведущим направлением борьбы за нравственность. Для этого необходимо постоянно развивать саму науку этики, педагогику воспитания нравственных людей и т.п. Это дело научной и педагогической общественности. И каждый из них призван участвовать в этом деле и личным примером и научным поиском. • В средние века начал формироваться и новый подход к борьбе за нравственное общество. Его исходным является оценка как недостаточных существующих методов борьбы за нравственность, в том числе и этики. В истории известны многие факты такого типа, в частности, истина Руссо — прогресс науки и общества часто ведет к падению нравственности. На таком фоне и стала формироваться идея о том, что коммерциализация жизни убивает нравственность, а поэтому нужна борьба за новое общество, которое обеспечит солидарность, согласованность, сотрудничество, справедливость общественной жизни. Эти идеи вылились в формирование закона социализации общественной жизни, противодействующей процессам отчуждения людей. На этой основе два последних века являются ареной самой жестокой классовой борьбы людей. В ней много баталий с переменным успехом. Не сомневаюсь в том, что именно эта борьба за нравственность является решающей. Кредо этого подхода — нравственность обеспечивают не книги, а практика жизни, а поэтому надо соответственно ее переустроить. И ХХ век был такой первой громадной попыткой нравственного переустройства общества. Его неудача в нашей стране ставит остро эту проблему — чего не хватило? На мой взгляд ответ может быть только таким — обществу не хватило интеллекта с тем, чтобы построить нравственный строй, а поэтому главный является поиск возможностей качественного скачка интеллекта с тем, чтобы с его помощью люди будущего сумели восстановить нравственность как один из важнейших регулятивов общественной жизни. 3. Противостоять нравственной деградации можно только осмыслением всех средств борьбы со злом, объединением всех сторонников нравственной жизни, как бы они не различались пониманием всех других аспектов жизни. Надо поднять значимость этой борьбы всех здоровых сил общества. И это может помочь им консолидировать их силы. Важно найти и средства, которые повысят успешность их борьбы. По моему мнению, таковым является разум, мудрость, наука вообще. С древности их считают оружием борьбы за нравственное общество. И они были важным фактором общественного прогресса. И давно осознана недостаточность их современной формы для исключения нравственной деградации. Как повысить их действенность? Нужны специальные их исследования в качестве фактора общественной жизни. Нужные специальные науки о них. И уже давно они возникли. К ним относится и психология, и идеология как наука о роли идей в обществе, и науковедение и другие. Особое значение имеет философия как наука о мудрости, науке. По моему мнению, именно она является тем звеном общественного сознания, ухватившись за которое можно, в конечном счете, повернуть тенденцию нравственной деградации и обеспечить прогресс общества. Полагаю, что главным фронтом борьбы за нравственность является спасение эвристической силы философии как фактора качественного развития общественного сознания. Философия должна качественно поднять состояние и соответственно роль науки в обществе, которая должна стать идеологией возрождения общества на основе всех его регулятивов, в том числе и нравственности. «Жить своим умом» Усвоение идей часто обратно их изложению. И данные мысли сформулированы уже после отработки последующих. Случайно попавшиеся мысли модного автора несколько иначе ставят проблему. По его мнению, раб живет не своим умом, а свободный — своим. Последним не только надо формировать свои идеи, но и отстаивать их в борьбе с конкурентами. Нельзя жить умом конкурентов. «Жизнь умом конкурента — средство самоубийства». Монополизация экономики иначе ставит проблему. Манипулирование сознанием доходит до зомбирования. Идеологизация общества на пределе, как и борьба с инакомыслием. Деидеологизация — символ переидологизации, т.е. навязывания своего мнения всему обществу как средство его манкрутизации и сокращения численности населения на земном шаре до «золотого миллиарда». В связи с этим и возникает проблема — можно ли в наше время иметь собственное мнение, осуществимо ли свободомыслие вообще? Есть ли возможность противопоставить конкурентам свое видение конъюнктуры жизни как основу выживания? Хочется верить в то, что традиционные ценности — свобода, равенство и братство — остаются краеугольными цивилизации и дают право на свободомыслие, на развитие интеллекта как источника общественного прогресса. Как не сильны реакционеры, есть надежда на поиск идей общественного прогресса в интересах всего общества. часть Метафилософия Общество невозможно без сознания людей, которое обеспечивает его выживание. Сознание динамично и многообразно. Его уже давно недостаточно для решения проблем выживания людей. Поэтому давно люди пытаются его осмыслить с тем, чтобы усовершенствовать его, поднять его качество и сделать адекватным обстоятельствам жизни. Сознание существует в форме разных идей, в том числе знаний, являющихся продуктом общественной жизни. Люди передают друг другу знания как средство выживания. Их со-знание — совместно накопленные обществом знания, воспринимаемые каждым индивидом от других. Знания — апробированные идеи, как первая форма науки. В меру усвоения знания люди становятся разумными и особенно те, кого считают мудрыми. Мудрость — наиболее плодотворные знания, которые приходят с возрастом. Мудрецы — обычно старики, накопившие многообразный опыт жизни. И давно уже люди стремятся к тому, чтобы специальным обучением сделать мудрецами молодых людей. В связи с этим в сознании, разуме, мудрости выделяют те компоненты, которые являются универсальным основанием выживания общества. Идеи сознания могут быть и иррациональными и исторически преходящими, плюралистичными, непродуктивными. Наука же — рациональный в целом, прагматичный элемент общественной духовности. Наука — то, чему можно научить других в качестве эффективного средства выживания. Наука возникла вместе с обществом и постоянно прогрессирует в меру общественного прогресса. Без прогресса науки нет прогресса общества. Проблема разведения науки и ненаучного знания не проста и всегда будет важнейшим аспектом научного поиска. Первая форма со-знания — знания жизни, что является содержанием обыденного опыта людей, оцениваемого в качестве фактов. Знания возникли вместе с обществом, о чем свидетельствуют каменные орудия древних людей. Их изготавливали на основе знаний, добытых всеми тогдашними людьми. По крупицам рос объем этих знаний в течение 2.5 млн. лет. И такая наука остается базой жизни современных людей. Такие знания передаются в процессе научения при совместном образе жизни. Главное значение в этом имеют родители. В Древнем Египте уже были развитые профессии, проявлявшие высокий уровень науки. И тогда уже была осознана недостаточность простых знаний для жизни общества. Уже тогда существовали комплексы знаний — учения (доктрины). Интеграция знаний в учения происходила не просто. В учениях было много иррациональных элементов, делающих множество знаний единым целым. В таком случае действует принцип плюрализма, парадигмальности — сосуществует множество противоречивых доктрин об одном и том. Они могут более или менее различаться между собой. Этот второй тип науки остается главной её формой. Его ограниченность была осознана уже в Древней Греции. Древние греки — прилежные ученики Древнего Египта. Они переняли науку Древнего Египта и попытались пойти далее. Их не устраивали доктрины в виду противоречивости, недостаточности и т.п. Нужно было уменьшить противоречивость доктрин, повысить их эвристические возможности, прагматизм и т.п. Все это средство осмысления проблемы изучения самой науки как социального феномена. Надо было понять науку с тем, чтобы усовершенствовать ее. Для достижения данной цели древние греки прибегли к философии. Философия была нужна им в качестве средства поднятия уровня науки развитием интеллекта, эрудиции людей. Так была осознана необходимость особой науки о науке как средстве перехода к более эвристичной форме науки — теории. Древние греки заложили основу философии, но за 2500 лет поставленная ими проблема не решена, хотя уже существует практически все нужное для этого. И нерешенность проблемы философии, и угрожающие обстоятельства жизни общества и многое другое требуют самого серьезного внимания к философии — надо понять ее сущность, формы, тенденции, препятствия и т.п. для того, чтобы философия выполнила свою историческую миссию и позволила поднять качество науки, перейти к третьей высшей ее форме — теории. Именно теорию древние греки признали высшей, монистичной формой науки, ключом к которой должна быть философия. Только в таком случае теоретическая наука станет идеологией общественного прогресса. В связи с этим рассмотрю конкретнее проблему философии в наше время. (см. ниже часть 2).

 

Все материалы:

Ю. Л. Дюбенок, Предисловие.
Ю. Л. Дюбенок, Обоснование конференций «Построение человечного общества». Идеология
Ю. Л. Дюбенок, Мышление
Ю. Л. Дюбенок, Деньги
Ю. Л. Дюбенок, Обоснование конференций «Построение человечного общества». По поводу логики
Берест А. В., Человечная идеология (мировоззрение), стратегия
Гуманизм: универсальные основы миропонимания
В.В. Волосов, Перевернутый мир (глава из книги «Диктатор»)
Формула развития
Д. Георгис, Основания зеленой идеологии
Громыко Т. М., Нравственная катастрофа (по книге Светланы Гаража «Да! Ностальгия!», Киев, 2004)
Громыко Т. М., Расчеловечивание человечества
Валерий Задерей, Сценарий 2000 (четыре года спустя)
Воронов Г.А., Нравственность и эволющия сообществ
Коноплев Н. С., Жизненные основы отеизма ( об учении о всеединстве В. Д. Бакланова)
А. Д. Королёв, Нравственно-духовные ресурсы цивилизации
Малиновский Л.Г., Научная рациональность как идентификация знаний об организации и управлении в обществе
Ю. Н. Миронов, Праведное воспитание подрастающего поколения - долгосрочная стратегия России.
Наталия Мумладзе, О построении человеческого общества
Пивоваров Ю.Л., Краткое введение в проблему об особенностях социогенеза
Д. В. Реут, Постнеклассическая идеология Транс-Глобализации
Самарин А. Н., Упадок элиты и деградация России
А. Н. Самарин, За возрождение отечественной науки
В. А. Сацевич, Духовные истоки жизнеутверждающей славянской культуры
С. В. Светлов, Проблемы совершенствования человечества. Развитие биотехнологии или повышение нравственности
А.Селиванов, Сущность жизни человеческой
В. Тимошин., Двухсферная экономика
Чернышёв А.К., Быть или не быть России
А. С. Шутов, Гуманистическая альтернатива России в 21 веке




Дополнительно




© Юрий Дюбенок, 1979 — 2006, Свободный философ dubenok@rambler.ru
 

Используются технологии uCoz