Свободный Философ

Вернуться к общему списку статей / Общественная Организация «Нравственное Духовное Объединение „Созидание“»

 

ПОСТРОЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧНОГО (НРАВСТВЕННОГО) ОБЩЕСТВА

Материалы ІV научно-практической конференции (16 - 17 апреля 2004 года, г. Иркутск, 1-2 июня, Москва, МГУ)



 

Увеличить



Увеличить



Увеличить



 

<< Предыдущая статья

 

Следующая статья>>




ФОРМУЛА РАЗВИТИЯ

История человечества превращается в гонку между образованием и катастрофой.
Герберт Уэллс. С середины 80-х годов прошлого века или несколько раньше наша страна попала в глубочайший системный кризис. Стратегия выхода из него должна исходить из точного установления его причин и свойств, исходных координат текущего состояния, а разрабатываться на основе владения знанием природы изменений. Изменчивость. Само существование планеты Земля, начиная со смены времен года, биологической жизни на ней и развития человеческого социалитета - диалектическое сочетание повторяемости процессов и их изменчивости. Изменчивость - природа любых явлений, они всегда подвержены вариациям. Ни один циклический процесс невозможно воспроизвести абсолютно точно. Проблемой может быть только точность этого воспроизведения. Предположим, по пути на работу Вы всегда переходите улицу в одном и том же месте. Ваш путь неизменен. Но это только так кажется. Сегодня асфальт сухой, а завтра прошел дождь. Прошло несколько месяцев, и на нем уже может быть гололед. В недавнем прошлом у Вас был хороший обзор проезжей части улицы, а теперь его загородил ряд торговых палаток. Ваш путь изменчив. Изменчивость и изменения. История человечества - это история борьбы методов управления человеческими сообществами посредством точных и жестких правил, устанавливаемых, например, в виде юридических законов, и поиска методов оптимального управления изменчивостью социальных процессов. Изменчивость - свойство процессов, изменения - результаты изменчивости. Культура управления социальными процессами заключается в восприимчивости к изменчивости и готовности и умении идти навстречу грядущим изменениям, положительным (а что это такое?) образом влияя на них. Глобализация экономических, информационных, культурных процессов поставили под сомнение доминирующие еще и в настоящее время традиционные процессы управления и жизни людей. Однако и приверженность традиционному мышлению - величайшая национальная ценность, и искусство управления социальными процессами - это искусство способности к изменениям и отказу от избыточного традиционализма в сочетании с сохранением его глубинных основ. Во имя этого ни один вид деятельности не должен быть запретен для обсуждения, критики и возможности быть пересмотренным. Изменения могут быть непрерывными и скачкообразными. И при освоении новых идей развития следует предвидеть возможность неожиданных скачкообразных результатов, которые, как при развитии традиционной Русской идеи в виде Советской власти, могут оказаться и прямо противоположными их принципиальной сути, что мы сейчас и наблюдаем. Развитие. Почему какое-то явление такое, а не иное - результат развития. Человека, его истории, истории стран и народов, цивилизаций, человечества, самой нашей планеты. Перейдя улицу, мы можем вернуться обратно на то же самое место. Если это сделать тут же. Если же возвращение будет происходить вскоре, но не сразу, эксперимент скорее всего даст тот же результат, но уже с меньшей точностью. Если же это сделать через год, то повторение этого результата уже не очевидно. Например, потому что в этом месте появились те самые торговые палатки. Произошло развитие. С точки зрения небесной механики Земля, по-видимому, осталось точно такой же, что и 10000 лет тому назад. Однако ее внешний облик, если глядеть из космоса, даже за 100 последних лет стал иным. Произошло развитие. Понятие развитие относится ко всем природным и социальным явлениям, поскольку они обладают изменчивостью. В кибернетике под развитием понимают переход целеустремленной системы к более эффективным процессам, методам, сферам и масштабам деятельности. А как это выглядит за пределами целеустремленных систем - фирм, социальных объединений людей, государств, людских сообществ? Можно ли считать целеустремленной системой все человечество или отдельные его образования - цивилизации? Можно ли это определение отнести к развитию планеты Земля, насколько оно применимо к ней? И кто тогда целеустремляет эти системы - Бог? Тогда, в чем его цель? Говоря о развитии, мы оцениваем и его направление. Почему-то генеральное развитие человечество мы привыкли обозначать словом прогресс, априори считая этот вектор положительно направленным. Соответственно, какую-то часть человечества и или некоторых его представителей мы считаем прогрессивными, а другие - нет. А о противоположном, или даже просто ином развитии, говорим как о регрессе, сознательно или интуитивно придавая этому понятию отрицательную окраску. Но так ли это? Историки под развитием-прогрессом привычно понимают благоприятное разрешение футуральных "вечных проблем". Но что есть благо развития? Разделят ли это наше понимание наши же следующие поколения? Благо ли технологический прогресс, дающий много полезного и удобного, но также и отходы, загрязняющие природу. Благо ли прогресс "золотого миллиарда" Западной цивилизации? Хотим ли мы жить, когда вместо лесов, водоемов, степей и даже пустынь, законы о передаче в частную собственность которых мы сейчас так радостно принимаем, нас будут окружать лишь торчащие пни и груды мусора. Хотим ли мы признать за благо новый виток Западного Средневековья с новыми феодалами из лиц "золотого миллиарда", вооруженными атомным оружием, ракетами и компьютерами? И новыми крепостными и рабами, поставленными на всеобщий учет с помощью вживленных им (для начала вклеив их в паспорта) полупроводниковых чипов, позволяющих контролировать каждый их шаг и действие? Первые массовые шаги к этому уже сделаны: американы уже снимают отпечатки пальцев у всех своих гостей, подготовив непротивление этому порабощению мирового человечество людоедскими акциями 11 сентября и войнами с террористами, которых они назначают сами. А когда Бразилия применила к ним ту же меру, они очень удивились. Современные же российские власти тут же послушно начали вклеивать чип с отпечатками пальцев и снимков радужной оболочки глаз в паспорт. Программа мондиалистского фашизма взять не учет все население планеты перешла в стадию выполнения. Мечта Гитлера осуществляется, хотя еще совсем недавно проводящие по указке американов это мероприятие в Демороссии демократы кричали об этих ужасных "досье КГБ", которые и на доли процента не приближались к этой американской гиперслежке. Устойчивость развития - последовательное улучшение существующего положения. А войны, революции - это потеря устойчивости развития, кризис, катастрофа. Почему, как и в чьих интересах они происходят? Почему одни из них считаются положительными (прогрессивными), а другие - отрицательными? Почему разные части человечества или разные периоды времени дают им противоположные оценки? Например, Октябрьской революции. Что есть критерий оценки направления вектора развития в виде катастроф. Надо им помогать или мешать? В каких случаях? Как это делать? Можно ли ими управлять? Что считать управлением положительного развития, а что - отрицательного? Жюль Анри Пуанкаре обозначал потерю устойчивости решений определенного типа уравнений термином бифуркация. Теперь так говорят о поворотных пунктах развития, потере устойчивости предыдущего состояния биологических, экономических, социальных, организационных систем. Неустойчивость вблизи точки бифуркации - это их высокая уязвимость, высокая чувствительность к случайным малым воздействиям, когда следующий затем переход в другое состояние принимает вид катастрофы. Развитие в этом случае может пойти по очень разным, порой прямо противоположным направлениям и, как оказывается потом, не всегда приемлемо для одних, но почему-то радует других. Формула развития. Развитие социальных образований, имеющих сложное многофункциональное содержание, можно представить триадной формулой развития Р: Р = О(Н)*Э(Н)*С(Н). Математики в этой формуле не больше, чем в 1+1=2, это лишь средство лаконичной записи для удобства сопоставлять и обобщать. Она представляет собою логическое произведение организационной, экономической и социальной составляющих. Знак логического умножения * обозначает, что равенство нулю любого сомножителя обращает в нуль и все произведение. Организационная составляющая О - это совокупность организационных структур государства и общества и их конституций, полномочий, обязанностей и ответственности руководителей, населения и отдельных его членов перед обществом и друг другом. Экономическая (ресурсы, капитал, производство) - совокупность природных, материальных, финансовых, профессиональных и технологических ресурсов государства и общества, производство средств обеспечения жизни населения, материальных благ и интеллектуальных и духовных возможностей жизнедеятельности общества. Социальная - совокупность культуры, знаний, убеждений, образования, духовного развития и самосознания людей и общества, их индивидуального и коллективного поведения, стратегий развития и жизнедеятельности, квалификации кадров. Она зависит от образа мышления людей и их мировоззрения, от их ответственности друг перед другом и перед Природой, от их внутренней потребности к труду и мотивированности поведения. Взаимопроникновение этих компонент велико, но представление их в виде логического произведения должно показать, что все усилия по развитию будут сведены к нулю при недостаточном наполнении, а тем более при равенстве нулю любого из сомножителей даже при высоких значениях других показателей. Это взаимопроникновение, кроме прочего, обуславливает параметр государственно-национальной ориентации (цивилизационного самосознания) общества Н, его верности своему исторически имманентному мировоззрению. Если он равен нулю, любая составляющая Формулы развития обращается в нуль, и любое сообщество будет представлять собою атомизированный конгломерат, не имеющий объединяющих связей. Это не единственный параметр составляющих формулы развития, но, возможно, наиболее действенный. Кризис развития наступает при разрушении хотя бы одной из этих составляющих. В 20-м веке на национальном (государственном) уровне он встречался раз 10. Первая мировая война - Россия (Администрация, Экономика). А также - Германия (Администрация - частично, Экономика) и Австро-Венгрия (все три - и развал) 30-е годы - США (Экономика) Вторая мировая война - СССР (Экономика), Германия (Экономика, Администрация - частично), Франция и Великобритания (Экономика-частично), Япония (Экономика-частично, администрация-частично), Китай (Администрация, Экономика-частично). Но все они, кроме Австро-Венгрии, происходили на фоне сохранения и даже усиления общенационального самосознания, которое позволяло им мобилизовать общественные силы на восстановление положительного вектора развития. Это же предстоит сделать, хотя и во много более трудных условиях и нынешней России, даже в ее урезанном демократами виде. Если ее народы не хотят, чтобы их страну постигла судьба Австро-Венгрии. Опыт - лучший учитель, только плата за обучение слишком высока. Томас Карлейль. Нынешний кризис нашей страны - это разрушение всех трех составляющих Формулы развития. Это беспрецедентный системно всеобъемлющий кризис. В этом его отличие ото всех когда-либо бывших в мире. Все прежние кризисные явления происходили при сохранении и даже усилении государственно-национального самосознания Н каждой из составляющих. Это позволило народам этих стран более или менее быстро преодолеть кризисные состояния. Национально-цивилизационный фактор более динамичен, а его изменчивость немедленно сказывается на всех сомножителях или на том, что от них осталось. Особенно это относится к социальной составляющей. Трудно себе представить, что объединенное национальной идеей население оставит антинародными другие составляющие Формулы развития, например, такие власти, как в нынешней России. По своей природе этот фактор близок к производной. Его динамика много больше влияет на составляющие Формулы развития, чем сам его уровень. Например, его отрицательная динамика перед ельцинским путчем сыграла роковую роль в судьбе Советского Союза - России и других союзных государств, несмотря на то, что сам его уровень был тогда еще достаточно высок. Антинациональность параметра Н всех трех составляющих формулы развития - второе беспрецедентное отличие нынешнего кризиса России ото всех когда-либо бывших в Мiре. Администрация действует по приказам заокеанского босса, постоянно пытаясь еще и предугадать его желания, созданы и беспрепятственно действуют условия интенсивной откачки за рубеж минеральных, материальных, финансовых, интеллектуальных ресурсов, цивилизационное самосознание российского многонационального общества, его духовная сфера, объединяющие мировоззренческие ориентиры усиленно и успешно уничтожаются. Результат - около двух десятков лет продолжающаяся системная деформация России. Во всех прежних послекризисных ситуациях в мире положительные тенденции развития проявлялись уже в первые месяцы после прекращения действия деструктивных факторов, а период восстановления не превышал пяти или чуть более лет. При этом наиболее быстрыми, хотя и при худших стартовых условиях, были темпы развития России, поскольку в обоих случаях в ней происходило усиление национально-цивилизационного самосознания на основе Русской идеи. Сейчас же, как ни стараются ее нынешние демократические власти найти хотя бы признаки тенденций улучшений, никакая цифровая эквилибристика не может этого подтвердить. Не считать же за таковые беспрецедентное обогащение кучки враждебных России лиц демократической национальности. Стране вновь, как и неоднократно раньше, настойчиво навязывается чуждое ей мировоззрение, равносильное гибели всего ее организма. В результате, возможно, и сохранится некая территория, заселенная русскоязычным, но уже нерусским по мировоззрению населением, но многотысячелетняя цивилизация Россия уйдет как государство, а потом и совокупность этносов, сначала из Географии, а потом и из Истории. Тем не менее, это состояние страны ее нынешними властями представляется как прогресс, а население страны, положение которого все более ухудшается, это направление развития противу всякого здравого смысла и даже чувства самосохранения поддерживает, что показали, например, выборы-2003/2004. Бывает, что усердие превозмогает и рассудок. Козьма Прутков. Антинародные власти продолжают упорствовать в своем либеральном начетничестве, не имеющем практического применение нигде в Мiре. Но даже они, видимо, понимают, что в идеократическом обществе никакое преобразование, даже их радикальные деформы, не смогут развиваться без объединяющей идеи, которая позволила бы хоть как-то продвинуться в "светлое капиталистическое будущее". А, может быть, это подсказали им их заокеанские боссы. Они то знают, что без объединяющей идеи развиваться не может даже Запад. Например, в США и Израиле - это идея их превосходства над другими народами и странами. Для России же возвращение на путь положительного развития, что равносильно продолжению ее существования как цивилизации, государства, гиперэтноса вообще, возможно лишь на пути ее возвращения к Русской идее, то есть обществу народовластия и ПРАВДЫ, тысячелетиями служившей ей путеводной звездой в достойное будущее.

<
 

Все материалы:

Ю. Л. Дюбенок, Предисловие.
Ю. Л. Дюбенок, Обоснование конференций «Построение человечного общества». Идеология
Ю. Л. Дюбенок, Мышление
Ю. Л. Дюбенок, Деньги
Ю. Л. Дюбенок, Обоснование конференций «Построение человечного общества». По поводу логики
Берест А. В., Человечная идеология (мировоззрение), стратегия
Гуманизм: универсальные основы миропонимания
Войтов А.Г., Нравственность и философия (ч.1)
В.В. Волосов, Перевернутый мир (глава из книги «Диктатор»)
Д. Георгис, Основания зеленой идеологии
Громыко Т. М., Нравственная катастрофа (по книге Светланы Гаража «Да! Ностальгия!», Киев, 2004)
Громыко Т. М., Расчеловечивание человечества
Валерий Задерей, Сценарий 2000 (четыре года спустя)
Воронов Г.А., Нравственность и эволющия сообществ
Коноплев Н. С., Жизненные основы отеизма ( об учении о всеединстве В. Д. Бакланова)
А. Д. Королёв, Нравственно-духовные ресурсы цивилизации
Малиновский Л.Г., Научная рациональность как идентификация знаний об организации и управлении в обществе
Ю. Н. Миронов, Праведное воспитание подрастающего поколения - долгосрочная стратегия России.
Наталия Мумладзе, О построении человеческого общества
Пивоваров Ю.Л., Краткое введение в проблему об особенностях социогенеза
Д. В. Реут, Постнеклассическая идеология Транс-Глобализации
Самарин А. Н., Упадок элиты и деградация России
А. Н. Самарин, За возрождение отечественной науки
В. А. Сацевич, Духовные истоки жизнеутверждающей славянской культуры
С. В. Светлов, Проблемы совершенствования человечества. Развитие биотехнологии или повышение нравственности
А.Селиванов, Сущность жизни человеческой
В. Тимошин., Двухсферная экономика
Чернышёв А.К., Быть или не быть России
А. С. Шутов, Гуманистическая альтернатива России в 21 веке




Дополнительно
© 1979 — 2006 Юрий Дюбенок Свободный философ dubenok@rambler.ru
 

Используются технологии uCoz