Свободный Философ

Вернуться к общему списку статей / Общественная Организация «Нравственное Духовное Объединение „Созидание“»

 

Построение человечного (нравственного) общества

Материалы ІV научно-практической конференции (16 - 17 апреля 2004 года, г. Иркутск, 1-2 июня, Москва, МГУ)







 

Увеличить

Увеличить

Увеличить

 

<< Предыдущая статья

 

Следующая статья>>




НАУЧНАЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ КАК ИДЕНТИФИКАЦИЯ ЗНАНИЙ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИИ В ОБЩЕСТВЕ
Малиновский Л.Г. Институт проблем передачи информации (ИППИ) РАН, E-mail: lgmal@iitp.ru, 101447, Москва, ГСП-4, Большой Каретный пер., д.19 

Предложенный автором принцип и критерий научной рациональности в системе познания «модельно-конструктивного мышления» (МКМ) [1] основан на введение во все знания, в частности в научные, субъективно-конструктивного элемента интуитивного познания, основанного на аналогии процессов мышления и работы ЭВМ [2] и допускающего соответствующее моделирование. Критерий основан на явном представлении интуитивных процессов познания и позволяет по величине субъективно-конструктивного элемента ранжировать все знания по степени адекватности изучаемым процессам и явлениям. При таком ранжировании из системы научных знаний сразу же исключаются трансцендентные элементы. Такое исключение было проведено при построении оснований логики и математики, в частности теории вероятностей и статистики [3]. I Как элемент системы познания (мировоззренческо-гносеологической системы), критерий научной рациональности является одним из основополагающих элементов системной методологии [4]. II. Ранжирование знаний по степени их адекватности жизненным реалиям можно рассматривать как идентификацию знаний, в том числе и научных. Этот критерий был использован в анализе и выделении адекватных знаний в наиболее важной для людей области организации совместного проживания. Этим вопросам были посвящены все религиозные и большинство философских и методолого-научных знаний. Сами знания объединялись в систему в рамках идеологии. С использованием критерия научной рациональности в способах организации и управления в обществе можно выделить некоторый конкретный способ, идеологическую доктрину [1] и всю совокупность способов — системную науку — идеологию. В идеологии можно выделить основные составляющие: мировоззрение, переходящее в гносеологию, теории государства, а также политэкономию, с примыкающими к нам социологией, этикой, правом, психологией и др. Основным составляющим в марксистской идеологической доктрине соответствовали диамат, истмат и трудовая теория стоимости. Неблагополучие в идеологии представляется автору ключевым моментом российского и мирового неблагополучия. На идеологические доктрины сильное влияние оказывают геополитические условия. Наиболее продвинутые доктрины характеризуются проектом мирового уровня организации и управления. Именно такой уровень доктринальной организации, обусловленный геополитической спецификой, был всегда характерен для России и допускал ее поступательное развитие. Этим уровнем характеризовалась и православная доктрина, основанная на мировоззренческом мистицизме, и марксистская доктрина, основанная на диалектическом материализме. При анализе адекватности составляющих идеологии реальным элементам действительности можно сказать, что критерий научной рациональности позволяет выделить среди мировоззренческо-гносеологических систем, как наиболее адекватную реальному познавательному процессу, систему познания в виде МКМ. Эту систему, включающую конкретизацию научной рациональности, также можно рассматривать в качестве основы общей методологии науки. В области теории государства (политической организации и управления) развивается, как наиболее адекватная, теория, возникшая в античные времена [5, 6, 7], разделяющая традиционные государства и извращенные. Первые основаны на явной нравственной идеологической доктрине и соответствующих идеологических структурах. Вторые — на структурах власти или богатых людей. При этом среди массы населения культивируется безнравственное поведение. Теория рассматривает взаимные переходы таких государств и государства переходного типа. Считается, что первые преследуют интересы всего народа, вторые — интересы власть (деньги) имущих. Эта теория хорошо описывает события последних лет в России. Интересно отметить, что Россия в периоды своего поступательного развития строилась как традиционное государство. В основе организации и управления России-СССР согласно доктринам православия и марксизма имели структуры в виде Церкви и КПСС. Причем обе доктрины имели своей целью построение мирового нравственного порядка, хотя понятия нравственности в них и различались. В силу несовершенства доктрин и Россию, и СССР можно рассматривать как государства переходного типа. Для дальнейшего развития России необходим был анализ всех составляющих идеологии и совершенствование идеологической доктрины. Этот анализ стал возможным лишь с использованием критерия научной рациональности в рамках МКМ. В мировой политической организации на базе идеологических структур с мировым уровнем нравственности, построенной на научной основе, естественно выделяются системы политически и экономически взаимодействующих народов и государств, конкретизирующих тезис «о многополярном мире». В области политического управления обществом одним из основных элементов является проведение в жизнь тех или иных (традиционных или извращенных) доктринальных установок. Для этих целей используется пропаганда, в том числе и в виде «искусства», управление СМИ (причем в извращенных обществах пропаганда не гнушается ложью и дезинформацией). Пропаганда основывалась на системах религиозных, философских и научных знаний, включала в себя систему образования, причем в извращенных или переходных обществах основа пропаганды поддерживались в неудовлетворительном (архаичном, фрагментарном или ремесленническом) состоянии, сама пропаганда не гнушалась ложью и дезинформацией. В политэкономической части идеологии с использованием МКМ выделяется классический подход к политэкономии как к способу раздела произведенного природой и трудом народа продукта [8]. Именно в таком подходе наиболее четко выделяются элементы субъективно-конструктивного (доктринального) общественно-экономического устройства. В случае рыночного хозяйства система раздела определяется арифметической моделью, построенной на основе цены произведенного продукта. Элементарные соотношения такой модели показывают, что в случае открытого мирового рыночного хозяйства на частнособственнической основе в силу северного расположения и соответственно большей себестоимости производимых товаров производители, кроме производства сырья и складирования вредных отходов, в России будут неизбежно разоряться. Частные же собственники вынуждены вывозить капиталы за рубеж. Об этом писали многие авторы. Можно отметить наиболее яркую публикацию [9]. В рамках арифметической рыночной модели сформулирован раздел социалистического рынка, основанный на народных предприятиях и структурном финансовом управлении и планировании со стороны государства [1]. Этот способ раздела позволяет преодолеть неэффективность натурально-планового (затратного) социалистического хозяйства и углубить нравственную категорию социальной справедливости, оплату по труду. Для определения параметров финансового управления и планирования можно использовать статистические модели. Система социалистического рынка, хотя и построенная на прагматической основе, реализована в Китае, Вьетнаме, Лаосе, Кубе. Во всех этих странах имеет место подъем экономики и улучшение жизни населения. В настоящее время она берется на вооружение в Северной Корее. К этой системе хозяйства присматриваются в Индии. Эта же система с 1948 года до недавнего времени существовала в Югославии. Причем, в отличие от других стран Восточной Европы, народ Югославии отказался от нее только в результате НАТОвских бомбардировок. В том или ином виде народные предприятия существуют и в капстранах, где они демонстрируют более высокую производительность труда о сравнению с частными предприятиями [10]. Литература 1. Малиновский Л. Г. Модельно-конструктивное мышление. М.: Наука, 2003. 656 с. 2. Винер Н. Кибернетика и общество. М.: Изд. иностранной литературы, 1958, 200 с. 3. Малиновский Л. Г. Анализ статистических связей. Модельно-конструктивный подход. М.: Наука, 2002. 688 с. 4. Блауберг И. В., Садовский В. Н., Юдин Э. Г. Системные исследования и общая теория систем // Системные исследования. Ежегодник. М.: 1969, с.7–29. 5. Платон. Государство // Собрание сочинений, т.3. М.: Мысль, 1994. С. 79–420. 6. Аристотель. Политика // Сочинения, т.4. М.: Мысль, 1984. С. 375–644. 7. Полибий. Всеобщая история. С-Пб.: «Наука», «Ювита», т.2, 1995. 422 с. 8. Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения // Сочинения, т.1. М.: Госполитиздат, 1941. 288 с. 9. Паршев А. П. Почему Россия не Америка. М.: «Крымский мост — 9Д», «Форум», 2000. 411 с. 10. Белоцерковский В. Продолжение истории: синтез социализма и капитализма. М.: «Слово». 2001. 248 с.

 

Все материалы:

Ю. Л. Дюбенок, Предисловие.
Ю. Л. Дюбенок, Обоснование конференций «Построение человечного общества». Идеология
Ю. Л. Дюбенок, Мышление
Ю. Л. Дюбенок, Деньги
Ю. Л. Дюбенок, Обоснование конференций «Построение человечного общества». По поводу логики
Берест А. В., Человечная идеология (мировоззрение), стратегия
Гуманизм: универсальные основы миропонимания
Войтов А.Г., Нравственность и философия (ч.1)
В.В. Волосов, Перевернутый мир (глава из книги «Диктатор»)
Формула развития
Д. Георгис, Основания зеленой идеологии
Громыко Т. М., Нравственная катастрофа (по книге Светланы Гаража «Да! Ностальгия!», Киев, 2004)
Громыко Т. М., Расчеловечивание человечества
Валерий Задерей, Сценарий 2000 (четыре года спустя)
Воронов Г.А., Нравственность и эволющия сообществ
Коноплев Н. С., Жизненные основы отеизма ( об учении о всеединстве В. Д. Бакланова)
А. Д. Королёв, Нравственно-духовные ресурсы цивилизации
Ю. Н. Миронов, Праведное воспитание подрастающего поколения - долгосрочная стратегия России.
Наталия Мумладзе, О построении человеческого общества
Пивоваров Ю.Л., Краткое введение в проблему об особенностях социогенеза
Д. В. Реут, Постнеклассическая идеология Транс-Глобализации
Самарин А. Н., Упадок элиты и деградация России
А. Н. Самарин, За возрождение отечественной науки
В. А. Сацевич, Духовные истоки жизнеутверждающей славянской культуры
С. В. Светлов, Проблемы совершенствования человечества. Развитие биотехнологии или повышение нравственности
А.Селиванов, Сущность жизни человеческой
В. Тимошин., Двухсферная экономика
Чернышёв А.К., Быть или не быть России
А. С. Шутов, Гуманистическая альтернатива России в 21 веке




Дополнительно




© Юрий Дюбенок, 1979 — 2006, Свободный философ dubenok@rambler.ru
 

Используются технологии uCoz